Новости

Метромосты Москвы

27.07.2020
Метромосты Москвы
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Столичное метро растет  и развивается с каждым днем, даже в период жестких ограничений, связанных с коронавирусом, строительные работы не прекращались.

Строительство ведется как под землей, так и над ней. В некоторых местах Москвы ландшафт имеет ряд особенностей, что мешает прокладывать тоннели. Но выход есть – вместо них строятся метромосты.

Метромосты представляют собой сооружения, по которым прокладываются линии метрополитена. Метромост может быть полностью закрытым, открытым, либо комбинированным – в этом случае мост может использоваться для движения не только поездов, но и автотранспорта.

На данный момент в столице функционирует одиннадцать метромостов, и строится еще один – он появится на перегоне между станциями «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии метро, над руслом реки Ликова в Новой Москве. Сейчас здесь уже выполняется бетонирование свай для опорного основания.

Этот метромост будет иметь длину почти 600 метров, из которых более 450 приходится на сам мост, и еще 150 – на наземную зону. Всего тут установят более 270 свай, по 25 пролетов и опор.

Мост берет свое начало непосредственно за станцией «Пыхтино» - его первые опоры поставят возле стены. Далее конструкция будет пролегать над руслом реки Ликова и оттуда плавно перейдет в наземный участок.

Сооружение будут строить по особой разрезной системе, реализуемой по принципу один пролет – одна балка. Применение этой технологии обусловлено изгибом моста. Данный способ хорош своей универсальностью, его можно использовать на самых разных грунтах.

Пути моста планируется сделать бесстыковыми – в итоге получится сплошная ж/д линия с максимально длинными рельсами, которым не страшны никакие внешние воздействия. Ни осадки, ни сильные ветровые нагрузки не приведут к деформации металла, поэтому сдвиг путей полностью исключен.

Применение этой технологии позволяет многократно уменьшить количество стыков – самых опасных и уязвимых мест. На железнодорожном полотне только на обслуживание стыков уходит почти половина всех ресурсов и трудозатрат. Любые негативные воздействия, связанные с нагрузкой от транспорта и погодными факторами, в первую очередь отражаются на стыках. Поэтому чем меньше в конструкции таких соединений, тем лучше – такой метромост получается не только более надежным, но и дешевым с точки зрения эксплуатации без ущерба качеству.

Функционирующие метромосты Москвы

Смоленский метромост

Это метромост открытого типа, построенный в 1937 году. В течение недолгого времени – в 53-58 гг Смоленский метромост был закрыт.

Этот мост через Москву-реку соединяет собой станции «Смоленская» и «Киевская» Филевской линии. Сооружение считается старейшим не только в Москве, но и во всей России.

Примечательно, что из всех проектов, представленных на конкурс при проектировании этого моста, был выбран самый простой. Единственными украшениями Смоленского метромоста тогда стали вазы из чугуна на береговых устоях, а также стальной логотип метро в замке свода сооружения.

В 1953 году движение поездов Арбатско-Филевской ветки было переведено на другую линию глубокого заложения. Сама эта ветка получила новое название - Арбатско-Покровская. В это время движение по Смоленскому метромосту было прекращено на 5 лет, до 1958 года.

С открытием новой Филевской линии метромост снова начал функционировать.

Спустя 20 лет, в 1987 году, у подходов к метромосту появился короб шумопоглощения, вне его остались лишь зоны над речкой и набережной.

В период с 2005 по 2012 гг у моста появилось здание подстанции – оно было встроено в подход к сооружению со стороны Смоленской.

Сейчас это двухпутный мост, ширина путей которого составляет 3,7 м. Основная часть трассы является прямой, и лишь на правом берегу на выходе с метромоста дорога уходит к югу, в сторону Киевского вокзала. Основу сооружения составляют 2 арки длиной около 160 м.

Данный мост примечателен тем, что его неоднократно показывали в кино – всего он «снялся» более, чем в 10 фильмах советского периода.

Лужнецкий метромост

Двухъярусный арочный мост открытого типа, открытый в 1959 году.  В период 1998-2002 гг он не функционировал.

Лужнецкий мост объединяет собой два знаковых объекта столицы – Воробьевы горы и Лужники.

  1. Верхний ярус моста предназначен для машин, по нему можно добраться на автомобиле с проспекта Вернадского на Комсомольский.
  2. В нижнем ярусе Лужнецкого моста находится станция метро «Ленинские горы».

Сооружение было построено меньше, чем за 2 года – в рекордно короткие сроки, всего за 19 месяцев. Но уже очень скоро выяснилось, что такое быстрое строительство оказалось в ущерб качеству. В 1983 году была проведена экспертиза, по результатам которой было установлено, что метромост утратил порядка 60% несущей способности.  Причины этого были комплексными – при строительстве было допущено несколько проектных ошибок, выявлены значительные промахи в устройстве гидроизоляции, а также в бетонных работах использовалась соль.

В итоге станцию закрыли, а движение поездов пустили по новым боковым путям.

В период  1998-2002 гг Лужнецкий метромост был буквально отстроен с нуля. От старого сооружения остались только русловые опоры и арки.

Сейчас это арочный метромост с тремя пролетами, выстроенный из железобетона. Длина основного пролета составляет почти 110 метров, а совокупная протяженность сооружения - 1 179 метров с эстакадами. Ширина моста – 25,8 метра.

Метромост на этом месте планировалось создать еще 90 лет назад – в тридцатых годах прошлого века. В то время активно шла застройка и освоение новых районов, для этого привлекались лучшие проектные мастерские Москвы. Сложнее всего было работать со значительным перепадом высот между Лужниками на левом берегу реки и Воробьевыми горами на правом.

Тогда архитекторы предложили смелую идею - для нейтрализации перепада высот в прямом смысле срезать Воробьевы горы на довольно длинном  отрезке.

К этому вопросу снова вернулись в пятидесятые годы, и у же в то время было принято решение просто сделать тоннель в толще Воробьевых гор.

Метромост «Юго-Запад»

Мост закрытого типа, пролегающий в перегоне «Университет» –«Проспект Вернадского» Сокольнической линии. Он проходит над рекой Раменкой. Сооружение было построено в 1963 году, и с тех пор не претерпело значительных изменений.

Преображенский метромост

Трехпролетный  мост открытого типа, пересекающий Яузу и объединяющий набережные Ганнушкина и Русаковскую. Преображенский метромост входит в состав участка «Сокольники» и «Преображенская площадь» Сокольнической линии метро.

Мост был открыт в 1965 году, он был назван в честь станции «Преображенская». Длина Преображенского метромоста составляет около 350 м, он находится в 600 м. от одноименной станции метро.

Нагатинский метромост

Совмещенный открытый мост, построенный в 1969 году. По этому метромосту идет перегон между станциями «Коломенская» и «Технопарк» Замоскворецкой линии метро, а также проспект Андропова. Поезда и метро здесь двигаются на одном уровне – подобные решения довольно сложны в реализации, но именно этот проект стал очень удачным. В свое время его разработчики получили Государственную премию СССР.

Открытие Нагатинского моста помогло решить одну из существенных проблем Москвы – транспортное сообщение Кожухова и Нагатина. Раньше сюда можно было приехать только по большому объезду, что увеличивало время в пути на 30-40 минут.

Длина моста составляет порядка 235 метров, более половины из которых расположены над рекой. Для машин было отведено по 3 полосы в каждую сторону.

Мост на два года старше Нагатинского спрямления Москвы-реки. Он построен на твердом грунте, и лишь впоследствии под сооружением появился канал.

Медведковский метромост

Железобетонный двухпролетный мост закрытого типа, расположенный на границе между районами Северное Медведково и Бабушкинский. Выходит к улице Грекова и проезду Шокальского.

Медведковский метромост был введен в эксплуатацию 1 978 году, когда стояла задача продлить Калужско-Рижскую линию на север, к станции «Медведково» (сооружение находится на расстоянии около 260 м от нее).

Это мост закрытого типа, сверху он покрыт слоем грунта. При перемещении в поезде по этому сооружению пассажиры вообще не чувствуют, что движение идет по мосту. Но при этом люди, которые гуляют снаружи, чувствуют характерный шум и гул.

До 2007 года Медведковский мост был в плачевном состоянии. После обновления и благоустройства метромост преобразился и стал намного более востребованным. Наверху разбили клумбы и цветники, сделали декоративные деревянные лестницы. Под мостом по обоим берегам оборудованы  комфортные дорожки для пешеходов.

Это единственный мост в столице, который полностью держит тоннельные перегоны на своих опорах. Он находится над естественным уровнем ландшафта, то есть для него Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже уровня. Но, в отличие от остальных мостов, официального титула метромоста он не носит, из-за чего даже не отображен на многих технических картах.

Метромост «Черкизово»

Крытый мост, введенный в эксплуатацию в 1990 году. Он расположен на перегоне «Преображенская площадь» – «Черкизовская» Сокольнической линии.

Мост идет над рекой Сосенкой, убранной в коллектор, и рядом с Черкизовским прудом.

Метромост «Владыкино»

Мост закрытого типа, построенный в 1991 году. Он проходит над рекой Лихоборкой  и соединяет станции «Владыкино»– «Отрадное» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Волжский метромост

Крытый мост, построенный в 1996 году над рекой Пономаркой у Люблинского пруда на перегоне «Волжская» –«Люблино» Люблинско-Дмитровской линии.

Метромост «Северное Бутово»

Крытый мост над рекой Битцей, введенный в эксплуатацию в 2002 году для перегона «Аннино»–«Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Митинский метромост

Открытый метромост, сданный в 2009 году – одно из самых молодых сооружений этого типа.

На данный момент только он расположен не в самом городе, а вобласти. Находится на Арбатско-Покровской линии, между станциями «Мякинино» и «Волоколамская». Проходит над Москвой-рекой и соединяет г. Красногорск (Подмосковье) с Митино.


Вверх