Новости

Центральные диаметры

04.01.2021
Центральные диаметры
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

21 ноября Московские центральные диаметры отметили свой первый официальный день рождения - ровно год назад пассажиры Москвы и Московской области смогли впервые воспользоваться новым наземным метро.

Этот год был очень насыщенным для нового вида транспорта, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией. Буквально с момента открытия МЦД стали очень популярны – за 12 месяцев бесперебойной работы МЦД-1 и МЦД-2 пользовались бешеным спросом у жителей и гостей столицы.

Немного истории

МЦД - Московские центральные диаметры – являются крупнейшим столичным транспортным проектом последних лет. На создание принципиально нового для города вида транспорта ушло всего 2 года – это уже рекордный срок. А если вспомнить, что параллельно активно шла реновация и ряд других проектов разного масштаба, такое быстрое создание Московских центральных диаметров выглядит просто фантастическим.

Такие сжатые сроки реализации проекта удалось соблюсти благодаря плодотворному, эффективному сотрудничеству нескольких структур - работе правительства Москвы, правительства Московской области и ОАО "РЖД".

К моменту старта проекта транспортная ситуация в регионе была близка к критической, и требовалось какое-то быстрое,  результативное решение.

Проект МЦД разрабатывался давно, и город нуждался в качественной транспортной связи с пригородом. В итоге было решено запустить реализацию проекта, несмотря на все существующие риски. И эта стратегия себя полностью оправдала, как показало время. Создание центральных диаметров стало тем самым инструментом эффективного и быстрого развития транспортной инфраструктуры. Более того, МЦД стали олицетворением нового пути модернизации общественного транспорта.

Для того чтобы МЦД стали реальной альтернативой метрополитену и наземному транспорту, была проделана колоссальная работа, которая позволила кардинально изменить облик железной дороги и создать фактически новое наземное метро.

В ноябре прошлого, 2019 года открылись сразу 2 линии - МЦД-1 "Белорусско-Савеловский" и МЦД-2 "Курско-Рижский". Сейчас центральные диаметры включают в себя:

  • Более 130 километров линий;
  • 60 станций;
  • 20 станций, с которых можно быстро и комфортно пересесть на другое метро или МЦК.

Востребованность МЦД

Вопрос востребованности московских центральных диаметров вообще не стоял – к моменту начала работы над проектом уже было очевидно, что существующая транспортная сеть с трафиком пассажиров не справляется. Это не тот случай, когда запускают новый маршрут и смотрят – будет он популярным или нет? Здесь все человеческие потоки были давно сформированы, и основной целью МЦД стала разгрузка уже функционирующего транспорта.

У пригородных поездов уже существовал собственный стабильный поток пассажиров – он мог только увеличиться за счет новых остановок в городских границах. Кроме того, сквозное движение поездов через столицу, удобная общая билетная система, новые благоустроенные поезда и обновленные станции гарантировали этому новому виду пригородно-городского транспорта небывалую привлекательность и популярность. Его активно стали использовать как постоянные так и новые пассажиры – благодаря этому произошло перераспределение человеческого трафика, на что очень рассчитывали разработчики проекта и градостроители.

В первые же пару месяцев работы МЦД наглядно продемонстрировали свою эффективность и перспективность. Жители Москвы и Подмосковья быстро оценили все преимущества нового транспорта - Всего за год по МЦД было совершено 130 миллионов поездок: по МЦД-1 проехало более 61 000 000 человек, а по МЦД-2 – почти 70 000 000 человек.

Самый большой пассажиропоток за год был зафиксирован в начале марта 2020 года – тогда центральными диаметрами воспользовались почти 570 000 человек за день, что на 15% выше аналогичного показателя за тот же период до запуска МЦД.

Благодаря МЦД была решена большая задача – метро удалось разгрузить на целых 13%. Такого высокого показателя удалось достичь за счет того, появилось множество альтернативных маршрутов,  при этом система оплаты осталась единой. Такое удобство оплаты является важным фактором при выборе типа транспорта – и люди сразу смогли прочувствовать всю прелесть единой системы.

Помимо того, что разгрузился метрополитен, стало свободнее и на вылетных магистралях – здесь трафик уменьшился почти на 6%, что тоже очень много. Это повлекло за собой ряд позитивных изменений и в других видах транспорта – в частности, стали пользоваться более высоким спросом те станции МЦК, которые ранее были весьма непопулярными.

Яркий пример такого изменения предпочтений пассажиров – станция Новохохловская МЦК, на которой трафик пассажиров вырос вдвое! К счастью, потенциал станции предполагал подобное развитие событий - поэтому дискомфорта никто не испытывает, несмотря на значительно возросшее число пассажиров. Аналогичная ситуация наблюдается и на Волоколамской, которая сейчас тоже является точкой пересечения с московскими центральными диаметрами.

Сейчас, когда полноценно работают МЦД, пассажиры получили возможность выстраивать свои перемещения по городу не до ближайшей пересадки, и до конкретной удобной станции. Благодаря этому удалось решить сразу 2 задачи:

  1. Значительно уменьшить нагрузку на самые востребованные и заполненные станции метро;
  2. Сократить время в пути из пункта А в пункт Б, причем выигранная разница во времени иногда бывает многократной.

Важным фактором, позволившим решить эти задачи, стала возможность пересесть на МЦК и метро бесплатно, используя привычную карту «Тройка».  Статистика показывает, что за прошедшие 12 месяцев около 17 000 000 человек совершили бесплатные пересадки на станции метрополитена.

Такая система максимально выгодна ля пассажиров в финансовом плане. Едина тарифная сетка и грамотная интеграция между всеми видами транспорта обеспечила за год совокупную экономию более 1,6 миллиарда рублей. Уже сейчас благодаря МЦД жители и гости столицы экономят почти половину средств, которые ранее тратились на поездки в метро. Для жителей Подмосковья эта цифра еще больше – здесь экономия на ежедневных транспортных расходах приближается к 80%.

Безопасность

Московские центральные диаметры отрылись в крайне тяжелое время – их запуск произошел чуть раньше, чем пандемия добралась до Москвы. Дезинфекция общественного транспорта сначала была большой проблемой, т.к. вся обработка легла на плечи персонала, и далеко не все были готовы брать на себя такую добровольно-принудительную дополнительную нагрузку.

У МЦД этой проблемы не было – им почти сразу пришлось работать в сложной эпидемиологической обстановке, которая по умолчанию подразумевала неукоснительное соблюдение санитарных норм.

Сейчас на московских центральных диаметрах проводится регулярная дезинфекция всех поверхностей, к которым могут прикоснуться люди. Каждые 2 часа проводится полная обработка всех элементов инфраструктуры МЦД, а в поездах качественная дезинфекция выполняется не менее 4 раз в сутки.

Для обработки поверхностей и помещений преимущественно используется технология «холодного тумана» - при ее применении дезинфицирующий состав распыляется мелкодисперсным распылением повсюду. Такая обработка показывает высокую эффективность, она надежно уничтожает вирусы, но при этом не представляет опасности для пассажиров.

В поездах «Иволга» есть еще один дополнительный инструмент обеспечения санитарной безопасности - здесь функционируют высокотехнологичные современные системы обеззараживания воздуха.

Все сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, а также проходят обязательный медицинский контроль перед рабочей сменой. В поездах пассажирам о профилактических мерах напоминают более тысячи плакатов. Все это время на центральных диаметрах действует строгий масочно-перчаточный режим, соблюдение которого постоянно контролируется.

Обновление подвижного состава на МЦД-1 и МЦД-2 была ключевой целью, поставленной на 2020 год. За год работы удалось полностью обновить парк поездов на МЦД-2: пассажиров обслуживают новые электропоезда ЭП2Д, "Иволга" и "Ласточка", средний возраст подвижного состава – не более 3 лет. Полное обновление автопарка на МЦД-1 предполагается закончить к концу 2021 года.


Вверх