На начало Кубка Конфедераций 2017 – 17 июня – стадион «Открытие арена» был полностью готов к проведению матчей, включая готовность транспортной инфраструктуры. Вопрос организации перемещения по городу гостей и жителей столицы на период проведения Кубка был одним из самых острых – с учетом и без того непростой транспортной ситуации, властям предстояло очень постараться, чтобы создать эффективную и удобную транспортную сеть.
80 лет ожидания
Клуб «Спартак» был основан в 1935 году, и с тех пор у него не было «родного» стадиона – все игры проводились на стадионах других клубов («Локомотив», «Динамо», «Олимпийский», «Лужники» и пр.). То есть почти 80 лет игроки и болельщики ждали, пока у них появится собственная площадка – и дождались! Стадион «Спартак» был построен в 2014 году, его вместимость составила 45 360 зрителей.
Существует несколько мнений насчет того, почему столь популярная команда так долго не имела своего стадиона. Основная версия – «Спартак» всегда был чисто народной командой, и со времен СССР, когда «распределялись» стадионы», за Спартак не отвечало ни одно министерство. Именно из-за этой «бесхозности» стадиона команде не досталось. А с распадом СССР, когда финансовые потоки зачастую распределялись очень неожиданно, строительство стадиона не входило в перечень приоритетов властей и частных инвесторов.
При этом стоит отметить, что футбольный клуб несколько раз предпринимал попытки построить стадион своими силами – в итоге результат был достигнут только с четвертого раза, когда для строительства был выбран бывший аэродром «Тушино» на Волоколамском шоссе. Именно здесь сейчас и находится стадион «Открытие Арена», причем такое месторасположение обладает особым символизмом – в этом же районе в 1922 году был основан футбольный клуб Московский кружок спорта Краснопресненского района (МКС), который стал «прародителем» Спартака.
Немного истории
Эта площадка была выбрана в 2006 году, и в 2007 году, почти ровно 10 лет назад – 2 июня 2007 года – был торжественно заложен первый камень будущего стадиона. На пару лет строительство было приостановлено из-за кризиса 2008 года, и оно было возобновлено весной 2011 года.
Открытие стадиона состоялось в середине лета 2014 года – для фанатов команды это был грандиозный праздник, которого они ждали 80 лет! Здесь будет проведена церемония открытия ЧМ-2018, а также серия значимых матчей – это еще один повод для гордости участников и болельщиков клуба.
«Открытие Арена» входит в глобальный проект «Тушино-2018», в который войдет еще одна (малая) арена. После завершения работ это будет масштабные современный спорткомплекс мирового уровня, где будут проводиться любые мероприятия, в том числе, международные. «Тушино-2018» будет работать круглый год, здесь созданы все условия для комфортного проведения спортивных мероприятий и соревнований различного типа, а также выставок, концертов и других масштабных событий.
В ходе проведения ЧМ-2018 на малой арене будет размещен пресс-центр. Планируется, что малая арена станет главным инструментом монетизации стадиона – для этого у нее есть все технические возможности, здесь дело за хорошим менеджментом. Согласно прогнозам, ежегодно на стадионе будет организовано порядка 250-300 мероприятий – это позволит ему фактически выйти на самоокупаемость.
Тренировочная база «Спартака»
Тренировочная база представляет собой комплекс из 6 полей и здания самой базы – объект расположен в непосредственной близости от основного поля и выполнен в той же стилистике. База была полностью готова еще в апреле, сейчас на ней активно ведутся тренировки участников Кубка.
Тренировочная база представляет собой объект с широким функционалом – помимо игровых полей, здесь устроено несколько облагороженных зон отдыха, а также организовано сезонное хранение инвентаря (для этого создан специальный оборудованный склад с функцией поддержания температурных режимов).
Кроме того, на территории тренировочной базы открыты медицинский пункт и процедурный кабинет, несколько тренажерных залов и пр. Объект был построен полностью за счет средств частных инвесторов.
Особенности скульптурных композиций
После того, как стадион был открыт в 2014 году, буквально через несколько месяцев он получил звание «Лучшего футбольного стадиона» как лауреат премии «Sport Facilities». Премия вручается ежегодно, она основана аналитическим изданием в сфере строительства спортивных сооружений.
«Спартак» получил премию совершенно заслуженно – помимо современности и технологичности, он отличается уникальным оформлением, которое включает в себя скульптурные группы.
Постамент напротив Северной трибуны украшает памятник братья Старостиным – четырем настоящим легендам, чья жизнь была посвящена футболу. Автором композиции стал Александр Рукавишников – член Российской Художественной Академии, обладающий званием Народного художника.
Гордость стадиона – огромная скульптура Спартака, римского гладиатора с непримиримым нравом и характером. Высота скульптуры составляет порядка 25 метров, в ней собрано сразу несколько символов – и гладиатор, рвущийся в бой, и тщательно проработанный постамент, на котором изображено стилизованное переплетение «фирменных» ромбов команды. Кстати, свое название команда получила именно в честь этого гладиатора – его придумал старший из братьев Старостиных, чьи скульптуры украшают стадион.
С учетом размеров и композиционных особенностей скульптуры ее крепление к постаменту было очень сложной инженерной задачей – и исполнители с ней справились. Специально для этой скульптуры была разработана уникальная технология креплений, аналогов которой на данный момент не существует.
География ЧМ-2018
После открытия чемпионата на стадионе «Открытие Арена», серия игр продолжится на стадионе «Лужники» - это будет вторая по счету и по значимости площадка. Кроме Москвы, игры ЧМ-2018 будут проводиться в следующих городах:
-
Питер;
-
Казань;
-
Сочи;
-
Ростов-на-Дону;
-
Екатеринбург;
-
Нижний Новгород;
-
Калининград;
-
Самара;
-
Волгоград;
-
Саранск;
-
Калининград.
Реконструкция Волоколамского шоссе
В рамках подготовки к ЧМ-2018 была проведена масштабная реконструкция Волоколамского шоссе и нескольких участков метро.
-
В частности, в прошлом (2016) году Волоколамский путепровод получил 4 дополнительные полосы – вместо 6 их стало 10.
-
В 2015 году был создан комфортный и безопасный съезд к стадиону, образованный благодаря запуску движения по эстакаде на участке пересечения Волоколамского шоссе и улицы Стратонавтов.
-
В 2014 году была открыта станция метро «Спартак» в шаговой доступности от стадиона «Открытие Арена» (Таганско-Краснопресненская линия).
Реконструкция Волоколамского шоссе осуществлялась на двух больших отрезках:
-
От улицы Пехотная до шоссе Ленинградское.
-
От Кольца до канала имени Москвы.
Главной задачей реконструкции была транспортная разгрузка Волоколамского шоссе, а также обеспечение нормальных условий для движения общественного транспорта. Также одной из целей был запуск движения ж/д транспорта по Московской кольцевой железной дороге – для этого Волоколамский путепровод был поднят на метр в высоту, это обеспечило нормальное движение для пассажирских поездов.
Чтобы достичь поставленных целей, были приняты следующие меры:
-
Реконструирован путепровод над Московской кольцевой железной дорогой (МКЖД);
-
Возведена новая эстакада, объединяющая по прямой стадион «Открытие арена» и метро «Тушинская».
-
Проезжая часть расширена почти вдвое за счет увеличения количества полос.
До реконструкции транспортные потоки на пересечении Волоколамского шоссе и проезда к метро регулировались светофором, что было неэффективно и приводило к образованию пробок. После того, как в ходе реконструкции появилась эстакада и боковые проезды шириной в три полосы – съезд к метро и стадиону стал гораздо короче и быстрее, его можно преодолеть вообще не останавливаясь на перекрестках.
Отрезок Волоколамского шоссе, идущий от канала имени Москвы до пр. Стратонавтов, был расширен до 10 полос – по 5 в каждом направлении.
На отрезке вдоль Волоколамки от ул. Пехотная до Ленинградского шоссе возведены боковые проезды с двух сторон; их общая длина составляет порядка 700 м. Эти проезды построены для того, чтобы близлежащие территории было проще обслуживать, а также для обеспечения нормализации движения частного транспорта без выезда на главную трассу. Таким образом, исключается риск появления пробок, а время перемещения по участку существенно сокращается.
Чтобы расширить проезжую часть шоссе, было решено реконструировать 3 существующих подземных перехода, а также построить 2 новых вместо прежних. В ходе реконструкции переходы становятся более удобными и приспособленными для перемещения людей с ограниченными возможностями – здесь строятся пандусы, съезды и поручни, которые обеспечат безопасное и быстрое перемещение по подземному пространству и входу/выходу из него. В частности, это будут подземные переходы у домов под номерами 14, 26, 88, 92, 108.
Также продумана система остановок для автобусов и маршруток – чтобы посадка/высадка пассажиров осуществлялась безопасно и не мешала основному потоку, предусмотрены специальные заездные «карманы». Сейчас практически все реконструируемые и вновь строящиеся трассы оснащаются такими карманами – это повышает безопасность на дорогах и существенно снижает риск возникновения аварийных ситуаций.
Объекты реконструкции Волоколамского шоссе
-
Автомобильный и трамвайный путепроводы на Московской кольцевой железной дороге.
-
Эстакада на пресечении Волоколамки и съезда к метро «Тушинская».
-
Расширение проезжей части с 6 до 10 полос.
-
Создание дополнительных боковых проездов параллельно Волоколамскому шоссе.
-
Реконструкция и строительство подземных пешеходных переходов.
Итоги реконструкции
-
Средняя скорость перемещения транспорта на реконструируемом участке увеличилась на 25%.
-
Перекресток у метро «Тушинская» разгружен, пробки минимизированы и демонтирован светофор – после строительства эстакады необходимость в нем исчезла.
-
Боковые проезды существенно увеличивают пропускную способность участка и позволяют быстро добраться до стадиона, что будет особенно актуально в период проведения ЧМ-2018.
-
Заездные «карманы» обеспечивают более комфортно и безопасное использование общественного транспорта.
Возведение эстакады возле стадиона «Открытие Арена»
Участок Волоколамского шоссе в районе его пересечения с проездом Стратонавтов начали строить три года назад – в 2014, и буквально через год он уже был сдан в эксплуатацию.
Под эстакадой были построены участки для поворота транспорта по всем направлениям (включая направление в сторону МКАД). Для удобства движения общественного транспорта по всей зоне реконструкции устроены специальные выделенные полосы.