Новости

Реализация ключевых векторов развития Москвы – промежуточные итоги года, приуроченные ко дню строителя

07.10.2019
Реализация ключевых векторов развития Москвы – промежуточные итоги года, приуроченные ко дню строителя
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Предстоящий день строителя – отличный повод подвести промежуточные итоги года и лишний раз присмотреться, как круто меняется Москва. За последние 8-10 лет город очень преобразился, и сейчас уже никто не сможет сказать, что работа была напрасной.

Да, были сложные моменты, которые до сих пор вызывают недовольство – например, затянувшаяся реализация программы «Моя улица», или регулярное перекладывание плитки. Но этот такие мелочи в общей массе успешных проектов, что на них точно не стоит акцентировать внимание. Тем более, в конечном итоге, все оказалось очень разумно и продуманно – улицы стали красивыми, удобными и безопасными для всех участников движения.

Одним из самых масштабных проектов последних лет стал парк «Зарядье» с уникальным концертным залом и органом, не имеющим аналогов нигде в мире. Международное жюри присудило специальный приз этому парку среди лучших представленных мировых объектов в Европе и в мире.

Инвестиции

В плане привлечения инвестиции Москва является самой главной точкой притяжения в стране, и это в полной мере относится к строительной отрасли. Благоприятный инвестиционный климат складывается, во многом, благодаря поддержке городских властей. Многие строительные объекты получают мощную государственную поддержку – в первую очередь, это кается объектов социальной значимости.

За последние годы очень много сделано мэром Москвы, правительством в части облегчения работы, вложения денег инвесторов в инфраструктуру Москвы.

И за первое полугодие этого года на средства инвесторов построено почти 5 млн кв. метров недвижимости и около 2-х из них – это недвижимость жилая. Это рекордный, самый высокий показатель за полугодие за все последние 10 лет!

Социальные объекты

В том количестве объектов, которые строятся и сдаются сейчас, существенную долю составляют социальные.

Еще 5-10 лет назад этот вопрос был одним из самых сложных, инвесторы категорически не хотели вкладываться в социально значимые проекты. И их тоже можно понять – деньги должны «работать», а в случае с социальными объектами эта выгода очень отсрочена во времени и не всегда выражается в деньгах.

К счастью, сейчас ситуация в корне поменялась, и наличие (строительство) современной социальной инфраструктуры является обязательным условием участия в большинстве инвестиционных проектов.

Если вспомнить ситуацию начал 2010-х годов, можно увидеть колоссальную разницу.

Тогда было крайне сложно рассуждать и говорить с инвесторами по поводу строительства социалки. Все, в первую очередь строили жилье, т.к. это самая высокодоходная часть недвижимости, а остальное (социальную составляющую) оставляли на потом, а иногда и не реализовывали.

Именно из-за такого подхода в городе возникло много несуразных зданий, которые просто стоят сами по себе, и их никак нельзя назвать пригодными для комфортной жизни. Больше всего таких проектов было реализовано в Новой Москве, именно поэтому ее многие начали считать практически гетто, неблагополучной окраиной. В те времена это мнение было не так уж далеко от истины, но сейчас все совершенно иначе. Комплексная застройка, включающая в себя все значимые социальные, не просто «пришла» в Новую Москву, она там отлично прижилась и развивается высокими темпами, опережая остальные округа столицы.

Если говорить о точном количестве социальных объектов, то за счет средств инвесторов с начала года введено 14 объектов, из них 10 образовательных и 4 спортивных, ФОКи.

А за счет бюджета пока только 5. Цифры наглядно показывают, что инвесторы вошли во вкус в хорошем смысле слова, они понимают, что их вложения, инвестиции в жилье более интересны, когда рядом есть инфраструктура, которая привлекает человека для покупки этого жилья.

Место Москвы в рейтинге Всемирного банка

За последние буквально 7-8 лет проделана огромная работа, которая обеспечила Москве резкий скачок вверх в этом рейтинге, который отображает реальное положение дел с точки зрения международных экспертов, делающих выводы на основании «голых» цифр.

По итогам оценки Всемирного банка в 2019 году Москва переместилась на 48 место со 119 в 2018 году) - это очень большой скачок. В 2010 году это было всего лишь 179 место, и такой рост кажется просто невероятным.

Это связано в том числе со снижением административных барьеров, процедур, их регламентации, перевод в электронный вид. Это большая программа правительства Москвы совместно с правительством Российской Федерации, Минэкономики и Минстроем.

Одновременно с участием в этом рейтинге, где оценивается объект, который строится на территории Москвы, глубоко изучаются проблемы, которые есть у застройщика в части ведения своей деятельности. И поступательно, каждый день, каждый месяц, каждый год градстроители унифицируют процедуры, которые позволяют на обычных объектах инвесторам получать результат гораздо более эффективно, быстрее и за меньшие средства.

Рейтинг Всемирного банка устроен так, что не все мероприятия, которые проведены Москвой в прошедшие годы, сразу учитываются – в итоге получается отложенный эффект учета этих мероприятий. Например, в 2016 году были включены в состав ГПЗУ технические условия по двум сетям, в 2017-м по остальным сетям. Но пока Всемирный банк как бы их не увидел.

Результаты исследований

Традиционно к Урбанфоруму (который прошел в начале июля) Москва заказывает международные исследования, показывающие, как различные строительные проекты влияют на город и горожан, как выглядит Москва на фоне других мегаполисов мира по различным направлениям развития.

Например, исследование компании BCG, являющейся мировым лидером по консалтинговым услугам и аудиту. Исследования проводились на предмет того, как реализованные и реализующиеся в Москве проекты влияют в целом на город, а самое главное – на ощущение и самочувствие москвичей.

Анализ показал, что 68% горожан готовы рекомендовать свой район для проживания. По сравнению с другими мегаполисами это очень высокий показатель. А все потому, что градостроители стараются комплексно развивать районы, приводить туда необходимую инфраструктуру, включая удобный транспорт, организовывать места досуга.

Исследование также показало, что в данный момент школы, детские сады, поликлиники, спорткомплексы и объекты культуры стали ближе к горожанам в 75% столичных районов, а в 90% районов (то есть в большинстве) – 26%-ный рост разнообразия видов досуга.

Иными словами, людям нет необходимости ехать в центр, чтобы сходить в кино, фитнес-клуб и так далее.

В границах старой Москвы улучшилась пешеходная доступность поликлиник, Москва опередила Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ: если в Нью-Йорке среднее время в пути до ближайшей школы составляет 7,5 минуты, в Лондоне 12 минут, то в Москве – 6 минут.

За последние 6 лет на 3% улучшилась и пешеходная доступность детских садов: путь до ближайшего садика в среднем занимает 5,7 минуты, тогда как в Нью-Йорке – 10 минут, а в Лондоне – аж 23 минуты.

Еще одно исследование – от компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Помимо Москвы исследовали Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Сан-Паулу, Берлин, Шанхай и другие мегаполисы.

По целому ряду показателей Москва занимает топовые места.

Так, столица на втором месте в мире по вводу дорог и уступает только Пекину. Но Москва, в отличие от Пекина и большинства других городов, стабильно наращивала темпы ввода дорог в течение последних пяти лет.

Российская столица стала мировым лидером по площади озелененных и рекреационных территорий на душу населения. При этом 90% москвичей живут в шаговой доступности от таких территорий.

Пока есть некоторое отставание от других по протяженности обустроенных велодорожек – на 11-м месте. Но при этом их протяженность в Москве с 2011 по 2018 год выросла в 9 раз.

Очень серьезное достижение – выход в топ мировых лидеров по плотности сети рельсового транспорта. По числу линий и станций метро мы на 3-м месте. Но это пока.

Учитывая масштабную программу дальнейшего развития метрополитена, а главное – интеграцию всех видов рельсового транспорта (включая новый проект – МЦД) в единую городскую транспортную сеть, в будущем протяженность линий достигнет 1000 км, и Москва станет мировым лидером.

Снижение административных барьеров

Повышение в рейтингах в том числе происходит за счет снижения административных барьеров – эта модель активно продвигается в западных странах, и во многом именно Россия на сегодняшний день является эталоном.

У нас принято считать, что все самое интересное, полезное и эффективное разрабатывается за границей, хотя обмен опытом – это совершенно нормально.

И здесь сложилась интересная ситуация: в стремлении максимально глубоко изучить опыт зарубежных коллег и догнать их, произошло удивительное. Наша страна неожиданно вышла на первые позиции в мире по эффективности работы в области устранения административных барьеров, которые мешают инвестировать в строительство.

И эта успешность наших специалистов подтверждается тем, что к ним приезжают учиться из других стран – такое признание значимости наших профи говорит об их уникальном опыте и верно выбранных стратегиях работы. Например, летом приезжала делегация из Китая - они делают турне Сингапур - Москва - Южная Корея - Сеул и хотят найти лучшие практики, чтобы их применить у себя. Если даже китайские специалисты готовы учиться у нас, это говорит о высочайшем уровне достижений.

Гости из Китая были приятно удивлены, узнав о тех реформах, мероприятиях, которые Москва провела, многое узнали, многим заинтересовались и сказали, что многое возьмут «на вооружение» и еще неоднократно приедут для обмена опытом.

Реновация

Уже можно с уверенностью сказать, что реновация удалась, и с каждым годом ее результаты будут все лучше. Сейчас это не просто локальная московская программа, а беспрецедентная вещь, к которой приковано внимание всего мира.

В других мегаполисах в разное время были реализованы подобные программы, но нигде они не принимали такого масштаба. Как правило, старые дома либо немного ремонтировались и продавались заново (намного дороже), либо жильцов просто ставили перед фактом, что с какого-то момента они переезжают жить из центра на условную окраину, и это не обсуждается.

Один из примеров – Шанхай. Там есть аналогичные программы, по-другому называются. И конечно, интерес и внимание к этой программе велик со всех сторон, и причем не только с китайской, но и с европейской. В Милане тоже есть аналогичный проект в меньшем масштабе, но, конечно, все это не идет ни в какое сравнение с московской реновацией, которую мы наблюдаем сейчас.

Подходы, которые предприняла Москва, беспрецедентны с точки зрения объемов второго бюджетного финансирования, третьего законодательного регулирования и самое главное - вовлечения жителей в эту программу. Градостроители не просто приняли ее, мы трижды посоветовались и приняли решение только там и тогда, где жители сказали «да».

Москва пошла абсолютно уникальным путем, который вобрал в себя все самое лучшее из мировых практик.
1. Во-первых, было принято ключевое решение не ремонтировать дома, которые изначально задумывались как временные. В данном случае снос был единственным рациональным выходом, потому что, по факту, ремонтировать там было нечего – все коммуникации безнадежно устарели, и многие дома находились в аварийном состоянии.
2. Второй важный момент – в ходе всей программы, с самого начала, городские власти выстроили конструктивный диалог с населением и получили возможность мгновенно слышать обратную связь по любым вопросам, связанным с реновацией. Такой формат диалога позволил свести к минимуму социальное напряжение и снять все страхи. Люди знали, что их слышат, и они с удовольствием высказывались – теперь все знают, что могут сами влиять на результат, градостроители ничего не навязывают насильно.
3. Третий момент, который сейчас обеспечивает такой масштаб и внимание всего мира – это скорость переселения и вообще реализации программы. Да, первые этапы были очень медленными (они стартовали почти 20 лет назад), и уже никто не верил в реальность перемен. Но сейчас строительство и переселение идет такими интенсивными темпами, что никто не сомневается – всё получилось, и уже скоро все участники программы получат новое, современное жилье.
«Раскачка» заняла почти 17 лет, и для этого были объективные причины – решение транспортных проблем, строительство социальных объектов и пр. И вот буквально за два последних года был совершен огромный рывок, реновация из практически «зачаточного» состояния вышла на финишную прямую. Это просто невероятный шаг по меркам даже самых успешных мировых программ.


Вверх