Новости

Особенности развития московской городской среды

25.06.2018
Особенности развития московской городской среды
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Особенности развития московской городской среды

Как реализуются утвержденные семь лет назад векторы развития столицы?

Решение создать город, удобный для жизни – это не только красивый лозунг, взятый на вооружение командой мэра Москвы Сергея Собянина. Речь идет о масштабных преобразованиях российской столицы во всех сферах, но в первую очередь это изменение градостроительной политики.

Новые задачи не имеют аналогов в России сегодня, да и раньше не реализовывались никогда в таких масштабах - это ставит перед строителями, управленцами новые вызовы.

Семь лет – довольно небольшой срок для такого мегаполиса, как Москва, но достаточный, чтобы подвести некоторые итоги и оценить способность профессионально решать такие стратегические задачи.

Так, мало кто спорит, что будущее Москвы как современного мегаполиса и города, удобного для жизни, напрямую зависит от развития дорожно-транспортной инфраструктуры и появления новых точек притяжения за пределами центра. В этом сходятся как российские, так и зарубежные эксперты. Однако за очевидными, казалось бы, тезисами стоит огромная работа сотен тысяч людей по воплощению проектов в реальную жизнь, умение организовать повседневную работу многотысячного коллектива стройкомплекса, выстроить ее в единый слаженный механизм.

Город «поехал» быстрее

Решить проблему пробок в Москве можно лишь при помощи комплекса мер, только строительством дорог ситуацию кардинально не изменить. В первую очередь это развитие скоростного общественного транспорта, приближение недвижимости к транспортным узлам, организация полос для движения общественного транспорта, меры по ограничению парковок и другие.

Можно было пойти путем, который выбрал Сингапур (меры по ограничению продажи автомобилей), Лондон (платный въезд), Прага (запрет въезда в исторический центр личного транспорта, там даже такси не везде разрешается проехать).

Москва же пошла более щадящим путем. К реализации беспрецедентной по масштабам программы метростроения, инициированной мэром Москвы Сергеем Собяниным, приступили в 2011 году, а к 2020 году сеть столичной подземки вырастет уже почти в 1,5 раза, при этом станции метро в шаговой доступности получат более 90% горожан.

За прошедшие с того момента годы построено и введено в эксплуатацию 114,4 км линий метрополитена и МЦК.

В 2010 году протяженность метро составляла 300 км, за семь лет прирост составил порядка 30% от объема, построенного за предыдущие 75 лет.

Созданного задела хватит, чтобы в ближайшие годы город открывал порядка 20 станций метро ежегодно.

Географию строительства подземки определяют специалисты исходя из заложенного в Генплан будущего развития территорий, а также из существующих проблем. Появлением некоторых станций Москва обязана непосредственно главе стройкомплекса, который настоял на их появлении, в частности, «Косино» Кожуховской линии и ряда других.

Что касается дорог, то ежегодно сдается более 100 км, за минувшие семь лет построили и реконструировали в Москве почти 700 км. Это 16% от всей существующей в городе улично-дорожной сети. Кроме того, за семь лет была построена третья часть всех имеющихся эстакад, мостов, тоннелей - столько город не строил никогда.

Также в столице активно развивается железнодорожная инфраструктура. 189 километров ж/д путей введены: открыт участок «наземного метро» до Зеленограда, запущено Московское центральное кольцо, и популярность этого вида транспорта растет.

Руководство города осознает транспортную проблему, и ставит ее во главу угла. Изменена концепция транспортной системы города - ставка была сделана на развитие общественного транспорта, и в первую очередь метрополитена.

Такой подход к развитию дорожно-транспортной инфраструктуры поддерживают и известные мировые эксперты. Общественный транспорт – это, бесспорно, самый эффективный способ использования ограниченного городского пространства, который позволяет высвободить для множества людей жизненную среду. Ни в одном мегаполисе нет столько места, чтобы все ездили на личных автомобилях.

Несмотря на то что за семь лет в городе добавилось 1,4 млн машин, властям удалось реально улучшить транспортную ситуацию.

Если бы это не было сделано, то еще в 2013-м 40% территории Москвы просто представляло бы собой одну большую пробку. Более того, средняя скорость движения транспорта за семь лет выросла на 13%, что стало для Москвы огромным достижением. В других мегаполисах ситуация прямо противоположная.

Загруженность московских дорог - все еще очень актуальная проблема. Однако уже можно отметить положительную динамику – машин на улицах города стало меньше. Кроме того, общественный транспорт стал удобный, комфортный и во многом решает проблему пробок.

Семь лет назад мало кто верил, что транспортную ситуацию в Москве получится спасти. На то было несколько причин. Главная – строить в таком мегаполисе, как Москва, объекты транспортной инфраструктуры очень сложно, поскольку приходится решать массу задач, не связанных непосредственно со строительством. Например, нужно найти площадки, решить все имущественные вопросы, освободить их. Немало сложностей возникает при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями, властями других регионов и федеральными структурами.

Разогнать «машину транспортного строительства» было под силу только профессионалам, которые верят в себя и способны грамотно организовать работу. Новые линии и станции метро, невероятные эстакады, развязки, путепроводы, система умных и экономически выверенных ТПУ – все эти системные градостроительные процессы активно воплощаются в жизнь.

Москва - город мечты для мировых архитекторов

Создание новой городской среды – это то, что позволит превратить Москву в современный мегаполис и сделать ее примером для других крупных городов.

В условиях сложившейся застройки решить такую задачу весьма непросто. Речь о появлении новых кварталов взамен морально и физически устаревших, развитии общественных пространств, появлении объектов, способных стать достоянием не только российской, но и мировой архитектуры.

То, что было уже сделано в городе в этом направлении, отмечают даже эксперты с мировым именем. Сейчас в Москве очень активно развиваются публичные места, где люди могут встречаться, общаться, отдыхать, решать деловые вопросы. Также появляется все больше зеленых зон, деревьев, парков.

Для российской столицы чрезвычайно важен исторический центр, сохранение архитектурного наследия. Всегда большим вопросом в развитии агломераций была комбинация зданий мегаполиса и маленького города. По такому же принципу развивался Токио. Важно иметь места не только для работы, но и места для тихого общения и спокойной жизни.

Развитие общественных пространств, пешеходных зон – это то, что делает Москву комфортной как для местных жителей, так и для туристов, повышая интерес горожан к своему городу.

Еще один инструмент – проведение международных архитектурных конкурсов при реализации ключевых проектов. Яркий пример – парк «Зарядье». Примеру городских властей последовали и инвесторы, которые также привлекают молодых российских и зарубежных специалистов. В конечном итоге от этого выигрывает внешний облик города.

Притяжение городской среды

В прошлом году власти столицы приняли решение о старте программы реновации.

Заявлена главная ее задача – улучшение условий проживания москвичей. Но помимо этого будет создана абсолютно новая комфортная городская среда. Главное – градостроители Москвы понимают: для того чтобы сделать город комфортным и устойчивым, надо использовать новейшие технологии, а также помнить, что все должно быть реализовано и с экологической точки зрения, чтобы постараться сочетать градостроительное и «человеческое».

Подобные программы не так часто встречались в мировой практике. Пожалуй, наиболее подходящий пример – Франция. Там работа проводилась в проблемных, социально напряженных районах. Спустя пять-десять лет после перестройки Парижа был проведен опрос среди тех, кого коснулись изменения.

Более 90% из них сказали, что довольны результатами реновации, хотя поначалу некоторые просто плакали, когда видели, как сносили их старые дома. При реновации необходимо учитывать «человеческий фактор» и считаться с мнением коренных жителей, которые привыкли к окружающей обстановке.

Жилье – это один из первых этапов комфортной жизни. Далеко не во всех городах мира власти обращаются к таким амбициозным программам для улучшения жизни населения. К тому же Москва стала городом мечты всех мировых архитекторов – сейчас все хотят здесь работать.

Главная задача градостроителей – сделать городскую среду как можно более гармоничной, привлекательной, открытой и комфортной.

Основные территории развития в пределах старой Москвы – срединные и периферийные районы, заброшенные бывшие промзоны, территории, примыкающие к набережным и МЦК, и так далее.

Градостроительный подход коренным образом изменился: от моноцентричного развития произошел переход к полицентричному. Это главный тренд - только так можно превратить Москву в по-настоящему комфортный, открытый и удобный город для всех.

При развитии новой Москвы, реновации промышленных зон должен быть применен комплексный подход. Проще всего было бы застроить свободные территории жильем – быстрые, хорошо оборачиваемые инвестиции. Но такой путь тупиковый для любого мегаполиса.

Если продолжать застраивать районы только жильем, то все больше и больше людей будут приезжать, использовать дороги, заполнять объекты социальной инфраструктуры. Промзонам надо найти такое применение, чтобы постараться решить эту проблему. Здесь надо поощрять строительство и открытие ресторанов, баров, офисов, мест для досуга, а не создание исключительно жилых кварталов.

Немного цифр:

За минувшие семь лет в городе было возведено почти 60 млн м2 недвижимости, из них 22,2 млн м2 составило жилье.

Около трети этого объема было построено на территории реновируемых промышленных зон, более 10 млн кв. метров – в новой Москве, причем жилье, соцобъекты, коммерческая недвижимость, спортивные кластеры, парки там возводятся параллельно.

Таким образом, взятый ранее курс на полицентрическое развитие город держит. При всем этом руководству Москвы приходится соблюдать интересы города и инвесторов, которым интересно строить жилье, офисы, торгово-развлекательные центры максимально близко к центру, где есть ежедневный приток населения.

Найти баланс, заинтересовать бизнес «работать на периферию» – задача непростая, но выполнимая. Под руководством Марата Хуснуллина Москва вышла на рекордные объемы по сдаче жилья, станций метро и дорог, принципиально изменила подходы к реализации градостроительных проектов. Масштабное обновление жилищного фонда, создание новых рабочих мест и социальной инфраструктуры позволяют сформировать качественную среду проживания для москвичей и служат основным драйвером для развития экономики города.

Есть ли жизнь и архитектура за Садовым кольцом?

Москва — это не только Кремль, Большой театр и храм Василия Блаженного. Уникальные достопримечательности — мосты, башни, стадионы и даже целые микрорайоны — можно найти и за пределами Садового кольца.

Dominion Tower (Улица Шарикоподшипниковская, дом 5)

Среди обычных жилых домов, роддома и шинного завода на Шарикоподшипниковской улице семиэтажный бизнес-центр Dominion Tower очень выделяется и выглядит как что-то инопланетное. Белые массивные плиты перемежаются изящными стеклянными конструкциями – такой контраст подчеркивает необычность задумки и придает зданию особую индивидуальность.

С последнего этажа здания открывается вид на «лабиринт», образованный консруктивными элементами сооружения – выглядит это очень впечатляюще. Замысловатые черно-белые рисунки извилистых лестниц и ограждений можно разглядывать долго, как настоящую головоломку: где верх, где низ, неясно - блестящие черные клавиши ступеней тянутся по обе стороны лестницы.

Это единственное в Москве творение знаменитой Захи Хадид, первой из женщин-архитекторов получившей Притцкеровскую премию. Центр Гейдара Алиева в Баку, Центр водных видов спорта в Лондоне, Национальный музей искусств XXI века в Риме, станции канатной дороги в Инсбруке — это все работы Захи Хадид.

Ростокинский акведук (Проспект Мира, за домом 186)

Одно из самых примечательных строений неподалеку от Яузского лесопарка и парка «Сокольники» удачно вписано в зеленый пейзаж парка. Ростокинский акведук — единственное сохранившееся сооружение первого в России самотечного водопровода (Мытищинского). Белокаменный мост с 21 аркой построили по указу Екатерины II в 1783–1784 годах. Работы обошлись довольно дорого: на акведук ушло больше 1,6 миллиона рублей, и его даже прозвали миллионным.

По назначению мост перестали использовать еще в XIX веке. В советские годы здесь была тепломагистраль, а сегодня отреставрированный Ростокинский акведук стал пешеходным. Красивый мост удивляет всех, кто видит его впервые.

Живописный мост (Проспект Маршала Жукова)

Еще один мост, тоже самобытный и очень красивый, является не просто историческим объектом, но и используется по прямому назначению. Получивший красивое имя Живописный, он соединил проспект Маршала Жукова с МКАД.

Мост переброшен с одного берега Москвы-реки на другой под острым углом, и кажется, будто тянется вдоль водной артерии, а не пересекает ее, как и положено всякому мосту. Причиной тому — своеобразное место: с одной стороны заповедная территория, с другой — плотная жилая застройка.

Сложное техническое задание породило оригинальное инженерное решение, и в проекте соединились два принципа поддержки пролетов: пилон и арка. Так вышел арочный пилон: ажурную конструкцию выкрасили в красный, а под ней подвесили необычную «парящую» смотровую площадку.

Ансамбль Рогожской ямской слободы (Школьная улица)

Ансамбль Рогожской ямской слободы представляет собой цветастые двухэтажные домики (это исторический объект) на Школьной улице . Эта улица была одной из двух главных в слободе, которую еще в конце XVI века повелел устроить царь Борис Годунов на тогдашней окраине Москвы. Правда, невысокие каменные дома — это уже век XIX; тут были постоялые дворы и лавки, где торговали телегами, экипажами и шорным товаром. Здесь останавливались все обозы, шедшие по Владимирскому и Рязанскому трактам.

В отличие от своей соседки Вороньей (сегодня — Сергия Радонежского), потерявшей историческую застройку в 1980-е, Школьная улица сохранила дореволюционный облик. Коммуналки расселили, реставраторы отыскали планы ямщицких домов и начали их восстанавливать; к концу 1990-х воссоздали фасады, а также большую часть деревянных ворот.

Микрорайон Курьяново (1-я, 2-я, 3-я, 4-я Курьяновские улицы, 2-й Курьяновский проезд, Курьяновский бульвар)

Еще один уголок Москвы, будто застывший во времени — микрорайон Курьяново. Он вырос как поселок для работников Курьяновских очистных сооружений и до сих пор напоминает совсем другой город.

Шесть улиц застроены двухэтажными домами, почти у каждого свой сад за оградой. Из местных достопримечательностей — почта с гербом СССР, клуб здоровья, памятник Ленину. И конечно, здание дома культуры — с колоннами, портиком, большим окном-аркой, увенчанным пятиконечной звездой.

Курьяново обожают киношники — местные пейзажи, совершенно не похожие на московские, можно увидеть во многих известных фильмах.

Шуховская башня (Улица Шухова, дом 8)

Шуховскую башня (известнейшее творение Владимира Шухова) во всем мире признана одним из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли.

Решение и правда изящное - 160-метровая стальная башня кажется ажурной. Ее конструкция стала продолжением разработок сетчатых оболочек в виде висячих и сводообразных перекрытий и гиперболоидных башен, которые русский инженер использовал первым в мире.

Такие конструкции он применял в сотнях сооружений, но Шуховская башня — самое высокое из них. Ее и монтировали особым, специально придуманным — телескопическим способом. Леса и подъемные краны не понадобились: верхние секции по очереди собирали внутри нижней и поднимали с помощью блоков и лебедок. С 1920-х отсюда транслировали радиопередачи, с конца 1930-х — телевизионные. В 2002-м свою функцию башня потеряла и теперь входит в список объектов культурного наследия регионального значения.

«Мосфильм» (Мосфильмовская улица, дом 1)

Кареты из «Сибирского цирюльника», корона Российской империи из «Неуловимых мстителей», «Волга» из «Берегись автомобиля», костюмы из «Соляриса», «Алых парусов», «Войны и мира», автомобиль «Магирус», которому больше 100 лет, — все эти и многие другие сокровища хранит «Мосфильм», крупнейшая киностудия в России и одна из крупнейших в Европе.

Самому концерну уже 94 года, а комплекс на Мосфильмовской — чуть младше, 1931 года.

На студии можно найти массу интересного, в том числе, декорации «Старая Москва». Здесь сняли больше 100 картин: «Статский советник», «Гибель империи», «Анна Каренина», «Доктор Живаго» и другие. По мощеным улицам старого города, застроенного невысокими домиками, церквями, лавками и гостиницами, можно прогуляться во время экскурсии.

«Лужники» (Лужнецкая набережная, дом 24)

Всего в 15 минутах езды от «Мосфильма» находится еще одна уникальная достопримечательность Москвы. И это не преувеличение - «Лужники» даже номинированы на международную архитектурную премию. Специалисты ФИФА признали открывшуюся после реконструкции в 2017 году Большую спортивную арену одним из лучших в мире стадионов по архитектуре трибун и обзору поля.

Арена сохранила исторический облик и привычный светло-песочный цвет; фасад украсили полупрозрачные панно с изображениями спортсменов и подсветка. А вот «начинка» стадиона поменялась: трибуны стали ближе к полю, появились медиатабло, кровля-экран и поле с натуральным газоном. Совсем скоро к «Лужникам» будут прикованы взгляды даже не миллионов, а миллиардов болельщиков всей планеты — 14 июня начинается чемпионат мира по футболу, и «Лужники» станут его главным стадионом.

«Москвариум» (Проспект Мира, дом 119, строение 23)

Над головой тонны воды, вокруг — сотни обитателей рек, озер и морей: от скатов и акул до осьминогов и каймановых крокодилов. Это «Москвариум», один из крупнейших в Европе океанариумов, в 80 бассейнах и аквариумах которого собрана морская и пресноводная фауна почти всех регионов планеты.

Поход сюда — настоящее кругосветное путешествие: от Байкала до Галапагосских островов, от исландских фьордов до Большого Барьерного рифа, от Гренландии до Камчатки.

Вообще прогулка по ВДНХ, где расположен океанариум, сама по себе – настоящее путешествие, только не по странам и континентам, а во времени. В ее отреставрированных павильонах сплелись история и современность: в зданиях в стиле ар-деко открыты зоны виртуальной реальности, сталинский ампир соседствует с кинотехникой, а точная копия кремлевской звезды 1930-х — с макетом орбитальной станции «Мир». Когда масштабная реставрация закончится, здесь будет более 10 новых музеев, ландшафтный парк, десятки мастерских и даже парк аттракционов с самым высоким в Европе 140-метровым колесом обозрения.

Отдельные кварталы Москвы, возводимые по программе реновации, будут стилизованы под советские постройки

Конструктивизм, которым была пронизана архитектура советского периода, может лечь в основу дизайн-кода кварталов реновации, в которых сохранились памятники архитектуры этого стиля - эту идею рассматривают столичные власти.

Жителям, решившим переехать в новостройки, предоставят возможность выбора; существующие же сооружения реконструируют и приспособят под иное использование.

В районах реновации, где сохранились памятники конструктивизма, вполне закономерно создавать новую застройку, связанную с этим стилем - так сохраняется «память» места; в других районах имеет смысл привязываться к чему-то другому.

У города уже есть опыт по стилизации новостроек под существующую конструктивистскую архитектуру:

  • Например, недавно в районе Братеево завершилось строительство торгового центра с помещениями общественного питания - объект возведен на пустовавшем прежде земельном участке вблизи крупного жилого массива. Здание в духе сдержанного конструктивизма выполнено в белом и песочном цветах.
  • Еще один проект будет реализован на территории бывшего завода «ЗИЛ» - это филиал Эрмитажа. Здание тоже построят в духе конструктивизма, с абстрактным рисунком на фасаде.
  • Сюда же можно отнести создание МФК на территории ЗИЛа в центральной части будущего района ЗИЛАРТ, предусматривающее сохранение фасадов существующих построек периода советского конструктивизма. Шедевры братьев Весниных могли быть навсегда забыты, если бы застройщик не решил включить их в состав первой линии вновь создаваемого бульвара.

Справка: конструктивизм в архитектуре появился в 1920-х годах, когда перед советской властью встали задачи восстановления городов после революции и Гражданской войны. Для него характерны геометрическая простота форм, минимализм декора и функциональность объемных решений. В 1920–1930-х годах Москва выросла в несколько раз: город вышел за пределы Камер-Коллежского Вала в промышленные окраины и к нынешнему МЦК. Так появилось «конструктивистское» кольцо Москвы.

Конструктивизм – уникальное явление не только для русской, но и для мировой архитектуры. В Москве из порядка 120 тысяч зданий осталось немногим более 500, выполненных в этом стиле.

Конечно, далеко не все они представляют градостроительную или историческую ценность. Но есть и уникальные образцы, в том числе попавшие в программу реновации или расположенные вблизи обновляемых кварталов. Например, дом 38 на Изумрудной улице, являющийся частью застройки района Лосиноостровский, вошедшего в черту Москвы, несколько домов на Осташковской, Инженерной улицах, а также постройки пленных немцев на Руставели и Радужной улицах и ряд других.

Снести или сохранить?

В кварталах реновации, где предусмотрено сохранение, а не снос существующих памятников, появятся современные образчики конструктивизма и других стилей.

Одним из примеров таких проектов станут кварталы в Бабушкинском районе. Сейчас в нем сохранились здания бывшего центра деревни Бабушкино, стиль которых ляжет в основу дизайн-кода всего района.

Безусловно, в Москве есть жилые дома, которые представляют историко-культурную ценность – например, это построенные в стиле конструктивизма дома рабочих поселков 1920–1930-х годов.

В результате в первоначальный список домов программы реновации не вошли кварталы жилой застройки, которые являются архитектурными памятниками города. Это поселки Дангауэровка, Дубровка, Буденовский, Усачевский, Хавско-Шаболовский. Кроме того, в список не вошли дома СДС (дома для строителей Дворца Советов) на Саратовской улице - это интереснейшие объекты архитектуры того периода.

Примечательно, что жители ряда домов эпохи конструктивизма были недовольны таким вердиктом, выражая возмущение по поводу того, что теперь не смогут переехать в новостройки. Поэтому было принято решение москвичей все же переселить, но здания сохранить.

Всего в ходе программы реновации решено сохранить порядка 240 объектов, обладающих особыми архитектурными или исторически ценными чертами.

Городскими властями был рассмотрен каждый дом; дальнейшая судьба сохраненных домов пока решается. Но уже сейчас ясно, что жилыми они не останутся. Эксперты утверждают, что существующие здания с более чем полувековой историей смогут гармонично дополнить создаваемую новую городскую среду, если им найти достойное применение.

Стоит задача сделать их частью градостроительного ансамбля и гармонично вписать в окружающую среду. Каждому из них можно найти новое применение: например, общежитие коридорного типа – очень красивое сооружение на Первомайской улице, 128/9, по своей планировке оно отлично подходит для создания хорошего отеля.

В правительство Москвы уже сегодня поступают предложения от жителей о том, как использовать сооружения. Например, просят рассмотреть возможность организации в одном из сохраняемых домов многофункционального центра для жителей района Нагорный, а для жителей района Зюзино – музыкальной школы. Можно предложить формировать в этих сооружениях общест-венно-культурные центры районов реновации, которые были бы очень востребованы и продолжали бы традицию социальных проектов в духе конструктивистов 1920–1930-х годов.


Вверх