Новости

Московское метро: итоги 2020 и перспективы развития на 2021

28.12.2020
Московское метро: итоги 2020 и перспективы развития на 2021
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Московское метро уже является одним из самых больших и удобных в мире, но потенциал его развития все равно остается огромным.

Уже в обозримом будущем площадь покрытия метро составит 90% относительно всей площади города – то есть жители и гости столицы смогут добраться на метро практически в любую точку города.

Это отличный показатель, достижение которого стало возможным благодаря «вливанию» значительных средств. Несмотря на большой проект  - реновацию – власти города стабильно выделяют средства на развитие метрополитена. И это очень правильный подход – без обеспечения нормальной транспортной доступности даже самая красивая квартира в новом доме будет не такой желанной.

С каждым годом темпы строительства метро активно растут. Уже сейчас станции построены даже в тех районах, где еще 3-5 лет назад это казалось почти невозможным.

Сейчас появилась еще одна разновидность метро, которая, фактически, представляет собой самостоятельный вид транспорта – наземное метро. Эта новинка хороша не только своей новизной, но и самим фактом нахождения НАД землей – все исследования показывают, что люди намного комфортнее и спокойнее себя чувствуют, перемещаясь по городу на надземном транспорте. Но при этом по скорости подземка всегда выигрывала, и альтернатив не было. С этой точки зрения надземное метро является идеальным транспортом – здесь объединена оптимальная скорость перемещения и максимальный комфорт.

Стремление к 100% покрытию

Метро в шаговой доступности от каждого дома – это глобальная цель градостроителей. Исторически сложилось, что для Москвы метро является главной транспортной артерией – и это не меняется уже десятилетиями.

Даже если у Вас есть машина, и Вы не готовы отказаться от нее ни при каких условиях – наверняка у Вас все равно были случаи, когда добраться из пункта А в пункт Б можно было только на метро.

Развитие метро направлено именно на то, чтобы как можно больше москвичей постепенно отказывались от ежедневного использования автомобиля. Да, этот  процесс идет трудно, и многие все равно пока не хотят и не могут отказаться от машины – но, как показывает тенденция, работа в этом направлении дает свои плоды. Если Вы будете точно знать, что путь на машине займет 1,5 часа, а путь на метро – 20 минут, рациональные мысли придут очень быстро.

Еще недавно в офисной среде была нормальной такая практика: сотрудники выезжали из дома на 1-2-3 часа раньше, чтобы вовремя попасть на работу, не застревая в пробках. Сейчас ситуация с пробками становится чуть лучше с каждым годом, но до полного решения проблемы еще далеко. В итоге человек прибывал в офис задолго до начала рабочего дня. Кто-то утешал себя тем, что это даже удобно – можно настроиться на работу, пока никого нет. Или можно просто поспать, раз уж есть время. Но все эти отговорки являются вынужденными, и удлинять свой рабочий день по таким странным причинам – это плохая идея.

Намного удобнее выстроить свою логистику так, чтобы дорога до работы занимала не 2 часа, а 30 минут – и здесь идеальным вариантом будет метро.  С каждым годом метро становится все более комфортным со всех точек зрения, и даже ярые автомобилисты то и дело отказываются от машин в пользу подземки.

Доступность метро – это один из основных параметров, влияющих на стоимость жилья. Это касается как покупки, так и аренды. Если метро далеко – квартира автоматически теряет 15-30% в цене. Сейчас эта ситуация быстро исправляется.

В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин поставил вполне понятную задачу – вдвое увеличить покрытие станциями метро относительно текущих показателей . Эта задача была очень амбициозной даже для тех времен, когда не было программы реновации, не было пандемии. С тех пор в столице было построено порядка 120  километров линий и более 50 станций.

Градостроители планируют, что к 2025 году 90% жителей Москвы получат в шаговой доступности «собственную» станцию метро. Для сравнения: в 2010 году их количество составляло всего 75% от всего покрытия города, и эта разница просто огромна.

Планируется, что к 2024 году в столице появится еще порядка 60 км метро, 25 станций и 4 депо. На развитие метро выделяется 38,5% средств из городского бюджета.

Результаты 2020 года

В начале 2020 года планировалось, что будут открыты 9 новых станций. Весной 2020 года открылся второй участок Некрасовской линии со станциями "Юго-Восточная", "Окская", "Стахановская" и "Нижегородская". Кроме того, для пассажиров открыли двери две станции юго-восточного участка БКЛ – "Авиамоторная" и "Лефортово".

Следующие 3 станции - это "Электрозаводская" на северо-востоке БКЛ, а также "Мнёвники" и "Карамышевская" на западе большого кольца.

Коронавирус стал серьезным потрясением для всего строительства, в том числе – дорожного. Но работа над возведением станций метро не была парализована, как это случилось со многими другими сферами. В марте, когда уже вовсю бушевала пандемия, в столице был зафиксирован мировой рекорд по числу одновременно работающих на строительстве метро тоннелепроходческих комплексов – их было 23. Такого количества оборудования никогда не было ни в одном мегаполисе планеты.

БКЛ – большая кольцевая линия метро

БКЛ сейчас является ключевым проектом в развитии столичного метрополитена. Более того, это самый большой и масштабный проект за всю  историю строительства метро.

 Работы ведутся круглосуточно – над этим трудятся порядка 15 000 человек и 7 специальных машин – тоннелепроходческих комплексов. Часть их них была приобретена за рубежом, и использование технологий зарубежных коллег очень благотворно сказалось на эффективности строительства.

Большая кольцевая линия стала строиться относительно недавно, но идея ее создания появилась еще в 1985 году. Тогда реализация этого проекта была отложена по нескольким причинам, основной из которых был недостаток финансирования.  И только в 2011 году, по поручению Собянина, этот проект вновь вышел в число приоритетных.

Справка: решение о начале строительных работ по БКЛ принял Сергей Собянин в 2011 году, и уже в ноябре того же года началась реализация проекта.

Совокупная протяженность БКЛ составит более 70 километров, 31 станции и три электродепо – получится самая длинная линия московской подземки. Полное завершение строительств намечено на конец 2022 года.

Когда БКЛ полностью введут в эксплуатацию, эта линия будет выполнять две важные функции:

Новые станции будут построены там, где раньше на метро никто и не надеялся в ближайшее десятилетие. В итоге более 3 200 000 жителей города в 35 районах столицы получат отличную транспортную доступность – «собственную» станцию метро в шаговой доступности.

Дополнительная новая линия поможет сильно разветвить транспортную сеть – это обеспечит жителям и гостям города несколько десятков новых вариантов маршрутов. В итоге это поможет сократить время в пути и разгрузить всю дорожную сеть столицы. Это будет возможно благодаря пересечению БКЛ с другими линиями подземного и наземного метро, а также с МЖД.

И главный плюс – полное открытие БКЛ поможет разгрузить радиальные линии метрополитена на 10–30%. С этого момента в метро уже вообще не будет участков, которые работают с существенным превышением пропускной способности.

Строительство новых радиальных линий

Строительство БКЛ включает в себя реализацию ряда технических решений, которые в ближайшей перспективе помогут присоединить к ней новые радиальные линии подземки.

Дополнительные радиусы являются одним из ключевых направлений развития столичного метро. Они позволят значительно увеличить  охват районов столицы и ближайшего Подмосковья метрополитеном, а также обеспечат качественную альтернативу уже существующим радиусам – это даст возможность повысить их пропускную способность, а также нивелировать переизбыток пассажиров на конечных пунктах назначения.

Первым воплощенным проектом в данном направлении стала Некрасовская линия  с десятью станциями.

Рублево-Архангельская линия

Она  пересекается я с БКЛ на станции "Карамышевская", которую планируется ввести в самое ближайшее время. Она будет идти от "Москва-Сити" до Рублево-Архангельского. Пользователями этой линии станут  жители района Хорошёво-Мнёвники, а также жители Рублево-Архангельского в районе Кунцево.

Сейчас готовится документация для строительства линии; планируется, что ее длина составит порядка 19 км; в нее войдет 9 станций.

Линия Бирюлевская

Она в данный момент проектируется. В 2021 году стартуют подготовительные работы к ее строительству.

Бирюлевская линия пройдет по территориям нескольких районов города: Даниловского, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.

В данный момент здесь проживает порядка 500 000 человек, еще почти 250 000 человек работают, не имея быстрого доступа к метро. Открытие линии существенно улучшит не только транспортную доступность, но и социальный климат в районах.


Вверх