Конкурсы архитектуры и дизайна окружающей среды - новости строительства от RETERRA

Наследие Советского Союза не лучшим образом сказалось на российской архитектуре, и это особенно заметно по большим городам, которые, даже при относительном финансовом благополучии, долгие годы после распада СССР не могли похвастаться эстетичным обликом.

Основными проблемами, мешающими городам выглядеть красиво, стали следующие:

  • Неконтролируемое засилье рекламы и вывесок – такое «буйство» сильно уродует даже самую изысканную архитектуру.

  • Множество незаконных построек, которые строились для быстрого извлечения выгоды – магазинчики, киоски, палатки и пр.

  • Бюджетный ремонт зданий (чаще всего с сайдинговой отделкой), который выглядит дешево и придает зданиям вид временных построек, даже если на самом деле постройкам уже десятки лет.

В 2010-х гг законодательная база относительно размещения рекламы была отрегулирована, и это хорошо сказалось на архитектуре, хотя даже сейчас многим улицам (и целым городам) до идеала еще очень далеко. Одновременно с этим менялись законы и регламенты, касающиеся строительства, реконструкции и ремонта зданий – согласование с градостроителями перестало быть чисто номинальной процедурой, что тоже позитивно отразилось на облике городов.

В последние 5-7 лет проекты перестали быть исключительно утилитарными, больше внимания стало уделяться эстетике построек – благо, современные технологии строительства позволяют неплохо «развернуться» в отношении дизайна и архитектуры.

При этом отношение к дизайнерам и архитекторам заметно поменялось – они перестали восприниматься как капризные и бестолковые представители богемы, сейчас это прикладная и очень востребованная профессия. Более того, при том, что профессия по-прежнему считается модной, ее сложность и ответственность очевидна всем. Наглядным результатом этого являются профессиональные конкурсы – здесь амбициозные дизайнеры и архитекторы могут во всей красе продемонстрировать свои таланты.

Уровень конкурсов растет с каждым годом, причем почти все серьезные мероприятия являются всероссийскими или даже международными – благодаря интернету такой формат проведения сейчас является самым удобным, а также позволяет «открывать» таланты даже в самых отдаленных уголках страны (и не только нашей).

Фестиваль «Зодчество»

С 5 по 7 октября в выставочном комплексе «Гостиный двор» прошел юбилейный, 25-ый фестиваль «Зодчество-2017». Этот фестиваль проводится ежегодно с 1993 года и является одним самых значимых мероприятий, посвященных градостроительной тематике.

Каждый год на «Зодчество» со всей России и из-за рубежа приезжают представители всех отраслей, касающихся развития городов – дизайн, архитектура, строительство, озеленение и пр. И если в первые годы существования фестиваль был преимущественно мероприятием для «творческих личностей», сейчас он служит местом встречи людей, которое могут не только обсуждать, но и делать – здесь идеи быстро находят свою реализацию, а проекты – инвесторов.

В рамках фестиваля демонстрируются достижения городов со всей России – и это прекрасно, т.к. здесь можно увидеть, что наша страна очень большая и разная. Несмотря на повсеместный интернет и доступ к любой информации, большинство людей, даже участников профессионального сообщества, мало интересуются тем, что происходит вокруг (за пределами своих интересов и зоны ответственности).

Грубо говоря, отдельно взятый архитектор/дизайнер заинтересован (в лучшем случае) в развитии только своего города, при этом архитектура и развитие других городов остаются за пределами его видимости.

Тут есть еще один грустный перекос, встречающийся довольно часто – постоянное «кивание» в сторону Запада, по принципу «хорошо там, где нас нет». Этот этап проходят почти все молодые дизайнеры – восхищение зарубежными проектами и авторитетами в совокупности с обесцениванием достижений своей страны. При этом, просматривая в интернете красивые картинки домов и улиц, созданных в других странах, юные дарования часто даже не интересуются тем, что есть в России – и совершенно напрасно.

Такие фестивали, как «Зодчество», позволяют собственными глазами увидеть, на что способны наши специалисты в нашей стране.

«Зодчество» - мероприятие федерального масштаба, которые объединяет не только архитекторов, строителей и дизайнеров, но и представителей власти, бизнеса, общественных организаций и экспертных сообществ.

Примечательно, что представителей власти подобные фестивали интересуют не только из соображений «общего развития», но и с практической точки зрения – сегодня к решению вопросов, касающихся градостроительства, все чаще привлекаются простые горожане (например, через систему «Активный гражданин»). Поэтому Правительству необходимо постоянно быть в курсе тенденций, чтобы отслеживать и своевременно реагировать на потребности и настроение людей – и «Зодчество» дает такую возможность.

Основная тема «Зодчества-2017»: «Качество сейчас. Пространство и среда»

Момент для выбора именно такой темы выбран очень удачно – как раз сейчас у градостроителей и инвесторов формируется четкое понимание, что строительство жилья и других объектов, в том числе общественных – это лишь часть необходимой инфраструктуры. То есть каждому строящемуся объекту нужны дороги, парковки, зоны отдыха и пр.

Наличие качественного, благоустроенного общественного пространства повышает конкурентоспособность любого объекта – что в конечном счете очень выгодно для частных инвесторов, которые сейчас все охотнее финансируют строительство (и некоммерческое тоже).

Еще недавно благоустройство строящихся объектов было тяжелой повинностью застройщиков, которые старались от этой обязанности всячески устраниться или по максимуму ее сократить. Это происходило по вполне понятным причинам – если у здания (нежилого, или тем более, жилого), есть конкретные собственники и потенциальные конечные покупатели, то общественные пространства не принадлежат никому.

То есть до недавнего времени средства, потраченные на благоустройство, считались впустую потраченными – и отчасти так и было. Если закладывать стоимость благоустройства в цену квартир – они получаются намного дороже и спрос на них падает; а строить всю эту красоту на свои деньги, не ожидая отдачи, не станет ни один инвестор.

Сейчас этот конфликт интересов города, жителей и инвесторов был решен системой дотаций, которые выделяются Правительством Москвы – то есть расходы на благоустройство в значительной степени компенсируются, более того, сегодня считается престижным строить объекты с качественно благоустроенными территориями. И именно по благоустройству и качеству инфраструктуры сейчас многие и выбирают жилье – такая здоровая конкуренция очень хорошо сказывается на облике города, а также создает дополнительную мотивацию для инвесторов.

На фестивале было проведено 10 тематических смотров-конкурсов и выставок, основным из которых стал смотр-конкурс «Регионы России», организованный Союзом архитекторов России совместно с Минстроем РФ. На конкурсе были представлены лучшие архитектурно-градостроительные примеры и практики регионов и городов – масштаб и разнообразие работ, представленных на конкурс, просто поражает.

Также в деловую программу «Зодчества-2017» вошли несколько лекций и мастер-классов, круглый стол, тематические дискуссии, презентации ведущих архитекторов и представителей строительного бизнеса и пр.

Официально заявленные цели фестиваля:

  • Активизация, развитие и повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России;

  • Укрепление профессионального статуса через организацию смотров-конкурсов и выставочных мероприятий;

  • Демонстрация лучших достижений российских и зарубежных архитекторов, дискуссионных, лекционных и презентационных форм общения.

Отдельного внимания заслуживает место проведения – Гостиный двор, который тоже является одним из наиболее важных и известных культурных памятников столицы. Гостиный двор располагается буквально в сотне метров от Красной площади, что повышает статус мероприятия.

Немного истории

В конце XVIII века по указу Екатерины II, Гостиный двор (построенный в XIV веке) был перестроен в одно здание – изящное и величественное. Проектировщиком обновленного гостиного двора стал итальянский архитектор Джакомо Кваренги.

Здание высотой в 3 этажа получило длинный общий фасад, выходящий на улицу, который был «оживлен» тремя заглубленными портиками в «антах» на широких плоских ризалитах. Купольное завершение центрального объёма и высокие окна парадного этажа с роскошным оформлением усиливало торжественность нового здания.

Гостиный Двор в том виде, как мы его видим сейчас, появился в 1995 году – сейчас это современный административно-торговый центр с высокой посещаемостью, в котором регулярно проводятся значимые мероприятия федерального и даже международного масштаба.

Ранее фестиваль «Зодчество» проходил в следующих местах:

  • Центральный дом архитектора;

  • Выставочный центр Москомархитектуры;

  • Московский архитектурный институт;

  • Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и другие площадки Москвы.

История фестиваля

Идея создания фестиваля «Зодчество» возникла в 1992 году , а в следующем году – 1993 – был проведен первый фестиваль.

Изначально фестиваль был больше похож на выставку – он был «заточен» на демонстрацию материалов, продукции и технологий, которые имеют отношение к строительству.

Со временем концепция менялась – от ремесленно-прикладного мероприятия «Зодчество» превратилось в площадку для демонстрации идей и готовых архитектурных решений. Можно сказать, что это наглядный пример глобализации, которая сейчас является основным вектором развития всех отраслей, в том числе, архитектуры.

На первом фестивале «Зодчество-1993» было представлено 70 работ из 12 городов России; также к мероприятию были приурочены отраслевые выставки международных фирм, которые проводились в павильонах РОССТРОЙЭКСПО на Фрунзенской набережной.

Статус мероприятия был таким, что на нем присутствовали самые высокие чины того времени - президент РФ Б. Ельцин, председатель правительства России В. Черномырдин, мэр Москвы Ю. Лужков и другие представители власти.

Награды вручались в следующих номинациях: Лучший молодой архитектор, Лучшая книга об архитектуре, Лучший фильм об архитектуре и другие.

Постепенно главная идея фестиваля – демонстрация архитектурных достижений - стала распространяться по всей России, в результате чего возникли такие региональные выставки как

  • «Дальневосточное Зодчество» в Хабаровске,

  • «Зодчество Восточной Сибири» в Иркутске,

  • «Зодчество Черноземья» в Воронеже,

  • «Рука мастера» в Екатеринбурге,

  • «Золотая капитель» в Новосибирске, по итогам которых лучшие работы экспонировались на осеннем фестивале в Москве.

В 2001 году фестиваль «Зодчество» вышел на международный уровень, и в том же году впервые была вручена главная награда фестиваля - Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал», которая и по сей день является самой престижной в профессиональном сообществе. Премия вручается только в номинации «Постройки», что делает ее еще более желанной и повышает статус награды.

Темой фестиваля «Зодчество-2001» была «Социальная миссия архитектуры». Для того времени тема была более чем актуальной – Москва быстро застраивалась странными и неэстетичными конструкциями, которые возводили любители «быстрых денег». Уследить за всем самостроем, и, тем более, его контролировать, было невозможно – и подобные мероприятия были призваны пробудить сознательность в участниках отраслей, от которых зависит облик города.

Итоги «Зодчества-2017»

Темы смотр-конкурсов, в рамках которых вручались награды:

  • «Регионы России»,

  • «Архитектурные произведения» (Проекты, Постройки),

  • «Экоустойчивая архитектура»,

  • «Творческие архитектурные коллективы и мастерские»,

  • «Творчество молодых архитекторов»,

  • «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей»,

  • «Детское архитектурное творчество»,

  • «Лучшее издание»,

  • «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах».

Всего на конкурс было заявлено порядка 500 работ от участников со всей страны и из-за рубежа.

  • Премия Хрустальный Дедал» была вручена архбюро «Ингмар» за питерский объект «Спортивно-развлекательный комплекс и яхт-клуб» (раздел «Постройки»).

  • Премия Владимира Татлина была вручена проектной группе «РИЕДЕР» за проект «Форт «Батарея Северная №7», г.Кронштадт.

  • Премия «АРХИ-УСТОЙЧИВОСТЬ» была вручена архитекторам Татьяне Дуловой и Евгению Щербакову за разработку концепции проекта «Атлас-парк», г.Жуковский.

5 проектов были отмечены золотым знаком:

  • Премией в разделе «Постройки. Многоквартирные жилые здания» был отмечен малоэтажный ЖК «Андерсен».

  • Премией в разделе «Проекты. Реставрация и реконструкция» был отмечен Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента СПбГУ.

  • Премией в разделе «Проекты. Многоквартирные жилые здания» был отмечен ЖК на ул. Типанова.

  • Премией в разделе «Проекты. Объект социального и культурного значения» был отмечен Павильон атомной энергии «Реактор» на ВДНХ.

  • Премией в разделе «Проекты. Открытие общественные пространства» был отмечен проект реновации Нижегородской стрелки.

II фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей»

Фестиваль будет проходить в «Доме на Брестской» с 25 октября до 8 ноября. Мероприятие проводится при поддержке «Мосстройинформ» - информационно-аналитического центра комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

Основную часть участников фестиваля составляют студенты колледжей, техникумов и ВУЗов, т.к. главная цель мероприятия - демонстрация взгляда молодых архитекторов и дизайнеров на современное градостроительство и благоустройство.

Благодаря подобным фестивалям, и, в частности, «Городскому пространству: взгляд будущих градостроителей», у молодых дарований появляется возможность проявить себя и получить корректную оценку своих способностей от настоящих гуру отрасли.

Оценка от профессионалов – это очень важный момент, который является ключевым в становлении начинающего архитектора или дизайнера.

Дело в том, что доступ к информации и обучению сейчас есть практически у всех, а вот способности и мотивация (от которых и зависит результат) могут очень сильно отличаться. В итоге по-настоящему талантливые ребята могут долго оставаться не оцененными по достоинству – просто потому что их некому оценить, а весьма посредственные исполнители при надлежащем пиаре получают известность и возможности (даже если эта известность ограничивается соцсетями).

Получается, что, с одной стороны, интернет дает возможности для самореализации в сфере архитектуры и дизайна. А с другой стороны, он не дает адекватной обратной связи, которую можно получить только на таких «живых» фестивалях. Поэтому подобные фестивали просто необходимы для «выращивания» нового поколения архитекторов, которые умеют создавать не только красивые, но и жизнеспособные объекты.

На «Зодчестве-2017» выступил мэр Москвы – он озвучил основные ориентиры развития градостроительной сферы столицы:

  • Реновация жилья;

  • Освоение промышленных зон;

  • Благоустройство общественных пространств;

  • Создание районных центров притяжения, в которых будет концентрироваться деловая, развлекательная и прочая активность.

Работы конкурсантов награждались в следующих номинациях:

  • Архитектурный объект;

  • Дизайн интерьера;

  • Деталь в интерьере;

  • Ландшафтное решение;

  • Деталь в экстерьере.

Деловая программа «Зодчества-2017» будет состоять из выступлений именитых архитекторов и дизайнеров, градостроителей, представителей правительства и пр.

Одна из целей фестиваля – популяризация профессий, связанных с архитектурой, а также демонстрация открывающихся возможностей отрасли студентам, которые часто сомневаются в правильности выбранного пути.

В прошлом году на фестиваль было представлено более ста конкурсных работ из тринадцати учебных заведений. Примечательно, что в прошлом году мероприятие длилось всего неделю, а в этом году – целых две. Срок подачи заявок в этом году тоже был продлен – это связано с высоким интересом молодежи к фестивалю, что говорит о больших перспективах развития столичной архитектуры.

Премия АРХИWOOD-2017

АРХИWOOD – всероссийская премия, которая каждый год вручается участникам сферы деревянного домостроения и архитектуры.

Премия была учреждена в 2010 году – тогда она была исключительно российской, а сейчас АРХИWOOD является единственной премией сферы деревянного домостроения и архитектуры не только в России, но и в Европе. Премия примечательна не только своей сферой, но и форматом голосования - оно является общественным и открытым.

Итоги АРХИWOOD-2017

  • В номинации арт-объект второй год победа присуждается бюро «Чехарда» – в этом году приз получили «Гигантские грибы» в Казани.

  • В номинации предметный дизайн приз достался новым участникам – PLAYPLY с игровой комнатой.

  • Бюро KONTORA получило специальный приз – за «Площадь Революции».

  • В номинации лучший интерьер приз получила квартира NagatinSky – она стала получает этот приз уже седьмой раз.

  • В номинации дерево в отделке победителем стала входная группа BFFT.space в Казани авторства Ильнара и Резеды Ахтямовых.

  • Ярославец Григорий Дайнов стал абсолютным победителем в номинации малый объект с новой пристройкой к старому дому (Extention #1).

  • В номинации дизайн городской среды победителем стал новенький участник – Феликс Машков и бюро «Конкрит Джангл».

  • В номинации благоустройство территории победителем стала фабрика «Заря» во Владивостоке

  • В номинации реставрация победителем стал дом Черноглазова в Вологде (авторы - архитектор Владимир Лукин, владелец и инвестор проекта Герман Якимов, куратор работ Владимир Новоселов).

  • В основной номинации - загородный дом – премию получил зимний дом с баней Дениса Чернова и Татьяны Панченко (бюро «Тандем»), а также – дом у моря (на берегу Выборгского залива) Георгия Снежкина и бюро «ХВОЯ» (по мнению жюри).

  • Гран-при получил возрожденный шедевр «русского стиля» в Костромской области – Асташевский терем.

На самом деле, победителей было в два раза больше, т.к. в каждой номинации чемпионы определялись двумя способами – по результатам открытого голосования, а также по итогам голосования экспертного жюри.

Премия в этом году примечательна тем, что к подведению ее итогов был приурочен выход книги «Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017».

За 7 лет существования премии накопилось много ценного материала – работы участников и победителей, работы, представленные вне конкурса и пр. Эта книга позволяет не только изучить работы конкурсантов, но и проследить историю развития деревянного домостроения и архитектуры в России и за рубежом.

Деревянному домостроению и архитектуре в нашей стране пока отводится преимущественно декоративная роль – т.к. по эксплуатационным характеристикам и долговечности дерево проигрывает большинству других современных материалов. Но ситуация постепенно меняется, в том числе, благодаря таким премиям, как АРХИWOOD – и постепенно дерева вокруг нас в благоустройстве и архитектуре становится все больше. И это просто замечательно, т.к. деревянные элементы придают любому объекту особую теплоту и даже определенный шик.

Один из прекрасных примеров использования деревянных элементов в благоустройстве – парк Зарядье. В новом парке из дерева выполнены детские площадки, лавочки, навигация, некоторые ограждения и многое другое – и выглядит это просто замечательно, в отличие от унылого бетона, который безальтернативно использовался в строительстве и благоустройстве долгие годы.

Звоните или пишите нам и мы подберем для вас индивидуальное решение

8 (495) 445-75-75