Новости

Городская программа благоустройства «Моя улица» - новости реализации проекта на весну 2018

13.08.2018
Городская программа благоустройства «Моя улица» - новости реализации проекта на весну 2018
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

«Моя улица» — это не просто ремонт дорог и тротуаров, это новый стандарт комфортной городской среды.

Это сотни благоустроенных улиц и отреставрированных исторических зданий.

Это воссозданные городские площади и открытые пешеходные зоны. «Моя улица» — это не стройка.

«Моя улица» — это создание удобного для жизни города

По предварительным прогнозам власти Москвы до 2020 года потратят на программу «Моя улица» 94,5 миллиардов рублей.

Мэрия Москвы уже одобрила проект городского бюджета на 2018 – 2020 годы - из документа следует, что программа «Моя улица» продлится еще два года. 

Дополнительно на программу будет выделено 94,5 млрд руб.

  • При этом расходы на нее в 2018 году составят 33,3 млрд руб.
  • в 2019-м — 30,6 млрд руб.
  • в 2020 году — 30,5 млрд руб.

Изначально планировалось, что проект будет реализован в период 2015-2018, но сейчас он продлен до 2020 года.

Комплексный подход

Это программа комплексного благоустройства улиц Москвы, включающая обновление расширение пешеходных зон, обновление тротуаров, фасадов и освещения, создание велосипедных дорожек, посадку деревьев, обустройство малых архитектурных форм.

По программе за первые два года были отремонтированы более 100 улиц, в 2017 году отремонтировано еще  80 улиц. Общие расходы на эту программу до 2020 года могут составить 200 млрд руб.

«Моя улица» — это самый крупный в новейшей истории Москвы проект по благоустройству нашего города, которая стартовала в 2015 году. В 2017 году программа была продлена до 2020 года.

Цель программы — сделать городское пространство более продуманным, удобным и современным, сделать улицы узнаваемыми.

За первые два года новый облик обрели 108 улиц - на них высадили новые деревья, создали удобную уличную навигацию, отремонтировали фасады.

Благодаря этим работам в городе формируется качественно новое пространство для жизни. комфортное, безопасное, в котором хочется жить и работать.

В создании нового облика улиц участвуют более 30 архитектурных мастерских из России, Германии, Нидерландов, Китая, Дании, Швейцарии, США, Франции.

На ежегодной международной конференции в области градостроительства и архитектуры Moscow Urban Forum программа получила широкое одобрение архитекторов и урбанистов со всего мира.

История разработки программы

Программа «Моя улица» была утверждена летом 2015 года с целью кардинального переустройства московских улиц.

Существует версия, что изначально идею необходимости реконструкции московских общественных пространств поднял датский архитектор Ян Гейл в 2010 году.

Тогда же темой общественных пространств занимался институт «Стрелка», и его разработки при содействии руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова легли в основу реконструкции Парка Горького.

После этого вопросом использования улиц занялся департамент транспорта Максима Ликсутова. Позднее модернизацию улиц стал осуществлять Петр Бирюков, руководитель Комплекса городского хозяйства, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

На данный момент проект «Моя улица» входит в программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012—2018 годы».

В выборе улиц и деталей их благоустройства принимают участие сами жители, голосуя в системе «Активный гражданин».

Концепция проекта

Одной из главных целей проекта заявлены реконструкция сети улиц и создание благоприятной среды для горожан. Программа основывается на концепции «пешеходного центра», предполагающей «возвращение» улиц пешеходам и велосипедистам и сокращение пространства для автомобилей.

В большинстве случаев реконструкция улицы в рамках программы включает перекладку дорожного покрытия, расширение тротуаров с укладкой гранитной тротуарной плитки, увод проводов под землю, высаживание деревьев и кустарников, монтаж велопарковок и устройство велодорожек, установку скамеек и светильников, размещение информационных стендов.

По данным контрольно-счётной палаты Москвы, на весь период на реализацию программы должно быть выделено порядка 120 млрд рублей (так планировалось изначально, сейчас прогнозируемая сумма вложений выросла до 200 миллиардов).

Критика и реакция общества

«Моя улица» в силу масштаба работ вызвала общественный резонанс. В публикациях СМИ отмечался ряд управленческих ошибок, среди которых назывались:

  • недостаточная коммуникация правительства города с жителями и экспертами;
  • неорганизованность ремонтных работ;
  • сжатые сроки, порождающие в ряде случаев низкое качество проектов;
  • отсутствие у авторов проектов единого видения;
  • отсутствие координации работы между московскими департаментами;
  • значительный бюджет проекта.
  • Отдельную категорию критиков программы составляют автомобилисты, недовольные как перекрытиями улиц на время работ, так и общим сокращением парковочных мест, а также владельцы торговых площадей на реконструируемых улицах.
  • Также критике подвергся демонтаж нескольких участков контактной сети троллейбуса и замены с введением «Магистрали» троллейбусных маршрутов автобусами.
  • Подрядчиками организуются ночные работы, что вызывает недовольства жителей соседних домов.

Есть версия, что программа модернизации «Моя улица» не нашла такой же поддержки среди москвичей, как развитие транспортной инфраструктуры из-за того, что в бюджете Москвы расходы на благоустройство выросли с 5 % во времена правления Лужкова до 10 % на сегодняшний день.

При этом в расчёте на душу населения затраты на реализацию проекта превышают среднедушевые расходы в других регионах в несколько раз.

Одновременно с тем Центр политических технологий провёл в 2017 году опрос среди жителей столицы и выяснил, что 86 % москвичей положительно относятся к программе «Моя улица» и выступают за её продолжение!

Цитата:

Создание комфортной городской среды имеет не только эстетическое значение. В действительности это полноценные проекты развития, благодаря которым современные города притягивают к себе активных людей и инвестиции, развивают туризм и стимулируют экономическую активность. Москва не исключение.

Экономический эффект от благоустройства улиц и парков исчисляется десятками миллиардов рублей дополнительных доходов городского бизнеса, миллиардами рублей дополнительных поступлений в бюджет и десятками тысяч созданных и сохраненных рабочих мест в сфере торговли, общественного питания, индустрии сервиса и многих смежных отраслях.

Сергей Собянин, мэр Москвы

«Моя улица» — это не просто ремонт и благоустройство, а преобразование городской среды. В приоритете удобство для горожан, озеленение и сохранение исторического наследия.

В 2017 году по программе «Моя улица» привели в порядок более 80 городских территорий – по сравнению с предыдущими годами, программа охватила большее количество улиц, дворовых территорий и в целом всех территорий города Москвы.

В основе программы лежат принципы современного городского развития, главный из которых — ориентация на жителей.

Улицы становятся удобным пространством для жизни, а не только для передвижения по Москве. Одним из главных правил столичного благоустройства является оптимальный баланс между транспортной доступностью и комфортом.

Причём приоритет города — удобство улиц не для машин, а для людей, в первую очередь для пешеходов.

Их число выросло на благоустроенных улицах в два — четыре раза. Это доказывает: москвичам и гостям столицы нравится тот результат, к которому стремились градостроители.

На улицах после благоустройства в среднем на три метра расширяются тротуары, что позволяет расположить уличные кафе и нестационарные торговые объекты и в то же время не мешать пешеходам.

Благодаря программе в городе появляются новые места для отдыха: небольшие скверы с лавочками и другой уличной мебелью.

Повышается и удобство передвижения пешеходов, для этой цели в рамках проекта продуманы новые наземные переходы. В результате благоустройства городская среда станет более доступной для всех горожан за счёт установки пандусов и плавных съездов.

От «Зарядья» до музейного квартала на Волхонке

Важная часть проекта — парк «Зарядье» со светящимися скамьями, филармонией под стеклянной корой, ледяной пещерой и парящим мостом.

На территории парка созданы характерные для России природные зоны — лес, степь, заливные луга и северный ландшафт.

В рамках программы создана «оправа» для этой жемчужины — Варварку и Китайгородский проезд. Главная задача на этих объектах — комфортные условия для большого числа пешеходов, так как парк будет посещать большое количество туристов.

Своего рода продолжением парка станет новая пешеходная зона от Варварки до Никольской улицы, включающая в себя Рыбный переулок, Биржевую площадь и Богоявленский переулок.

Её сердцем станет Биржевая площадь — одна из немногих каменных площадей Москвы с центральным элементом в виде гранитного фонтана.

Транспортная доступность

Первоочередное значение имеет расширение пешеходного пространства - территория озеленена, на ней установлены малые скульптурные группы, которые подчеркивают особую атмосферу, связанную с искусством.

  • Возобновление трамвайного движения улучшит транспортную доступность.
  • Будет организована отдельная полоса такси для посадки и высадки пассажиров.
  • Площадь будет зонирована - здесь предусмотрено место и для парковки, и для сквера.
  • При этом территория удобна для пешеходов, все её элементы связывает система пешеходных переходов.

Один из приоритетов — благоустройство 12 набережных. Их пешеходную расширили, высадили деревья, чтобы разделить прогулочную и транспортную зоны.

Также завершены работы на Бульварном кольце.

В ближайших планах — ремонт фасадов домов, приведение в порядок вывесок, создание дополнительных наземных переходов и организация сквозного движения транспорта.

Полностью будет завершено и благоустройство Садового кольца - особое внимание здесь уделяется площадям.

Например, площадь Красные Ворота превратится в рощу с дубами, клёнами, липами, лиственницами, соснами, рябинами.  Создан искусственный рельеф в виде холмов высотой до метра, покрытых цветниками из многолетних растений. Для отдыха здесь установлена уличная мебель, а по вечерам площадь подсвечивается большим количеством парковых светильников.

Многообразие и единство

Новый облик столицы — это сочетание целостности и многообразия, чтобы все московские улицы обрели своё лицо, стали уникальными и запоминающимися. Над проектами работали архитекторы не только из России, но и из Великобритании, Нидерландов, Германии и других стран.

Озеленение и охрана исторического наследия

Одним из ключевых направлений «Моей улицы» является озеленение.

На данный момент высажено около 4,5 тысяч крупномерных деревьев и почти 100 тысяч кустарников.

За прошедшие сезоны по программе дополнительно высадили более восьми тысяч деревьев и свыше 150 тысяч кустарников.

Среди приоритетов — бережное отношение к историческому наследию Москвы. В прошлые годы в рамках благоустройства было приведено в порядок более 450 исторических зданий.

На этот год в программу включено ещё порядка 350 объектов, при этом памятники архитектуры и другие исторические здания в полной мере сохраняют свой образ.

Некоторые объекты будут воссозданы - например, на Хохловской площади центральным элементом станут открытые археологами остатки стены Белого города XVI века, а на площадь Тверская Застава вернётся трамвай. Только после реконструкции здесь будут курсировать самые современные составы.

Новые коммуникации

Вместе с новым обликом Москва получает новые инженерные коммуникации. Новые технологии позволяют организовать инженерию города таким образом, что в дальнейшем при аварии не придётся перекапывать всю улицу.

В данном случае это перекладка и прокладка коммуникационных коллекторов, которые рассчитываются с перспективой на ближайшие как минимум 40 лет.

Работы начались сразу с нескольких участков Кремлёвского и Бульварного кольца, на Краснопресненской набережной и на Петровке — от Каретного Ряда до Петровских Линий.

По завершению работ начинается благоустройство улиц - сначала прокладывают кабельную канализацию, чтобы убрать воздушные провода под землю, потом расширят тротуары, отремонтируют фасады домов и устанавливают новые фонари с энергосберегающими лампами.

Бульварное кольцо

Благоустройство Бульварного кольца, которое началось в 2016 году, на данный момент завершено. На улицах создана качественно новая городская среда, включающая в себя появление широких тротуаров, озеленение, перенос проводов под землю и ремонт фасадов зданий.

Кроме этого воплощена идея прогулочного маршрута по зеленой зоне бульваров - благодаря появлению наземных переходов у москвичей появится возможность пересекать площади и улицы напрямую.

Прогулочный маршрут

Программой благоустройства этого года предполагается создание сразу нескольких знаковых мест.

  • Новые пешеходные переходы.
  • Новые скамейки.
  • Информационные стенды с точкой доступа Wi-Fi.
  • Новые деревья, кустарники, газоны.

Хохловская площадь: новый центр притяжения

Хохловская площадь - заброшенный строительный котлован, который превратится в просторный амфитеатр. А центром площади и новой исторической достопримечательностью Москвы, которая будет привлекать внимание горожан и туристов, станет участок стены древнего Белого города.

Хохловская площадь разделена на два яруса:

  • Верхний — широкая прогулочная зона, места для летних кафе и веранд, двусторонние деревянные скамейки для отдыха, велопарковки, информационные стенды.
  • Нижний — площадка с участком древней стены Белого города. Пространство можно будет использовать как сцену для проведения различных мероприятий (например, лекций, выступлений и концертов) под открытым небом.

Немного цифр:

  • 9 километров — протяженность участка реконструкции;
  • 79 дождеприемных решеток;
  • 523 колодца для кабельной канализации;
  • 392 новых фонарей;
  • 8631 дерево и кустарник высажено;
  • 215 фасадов зданий отремонтировано.

Музейные кварталы

Программа «Моя улица» с первого года ее реализации проводится в рамках тесного сотрудничества с московскими музеями с учетом идей руководства учреждений о благоустройстве территорий вокруг них.

«Моя улица» в 2017 году стала частью беспрецедентного по масштабу музейного проекта - в рамках программы прошла часть работ по созданию в столице двух музейных кварталов.

Музейный городок

Улица Волхонка играет важную связующую роль между Бульварным и Кремлёвским кольцом. Здесь находятся такие уникальные культурные центры, как храм Христа Спасителя и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Пространство музейного квартала начнётся от станции метро «Кропоткинская» и протянется почти до Знаменки.

Музейный парк

Реконструкция Политехнического музея и создание пешеходной зоны вокруг него являются одними из ключевых проектов преобразования центра Москвы.

Помимо благоустройства территории вокруг Политехнического музея, речь идёт и об интеграции площади Лубянки в этот проект.

Что будет сделано:

  • 1,4 километра — протяженность участка реконструкции;
  • 43 дождеприемных решетки;
  • 154 новых фонаря;
  • 1515 деревьев и кустарников.

Прогулки по набережным

Особенность «Моей улицы» 2017 года — масштабная реновация набережных. Благоустройство ждёт 12 из них - практически каждый проект будет индивидуален.

На Краснопресненской набережной появятся смотровые площадки, на Ростовской благоустроят откос и сделают подсветку.

Везде будут расширены тротуары, появятся деревья, что позволит набережным стать ещё одной точкой притяжения москвичей и туристов.

Возрождение проекта

Программа благоустройства «Моя улица» позволила начать реализацию проекта по развитию территории Москвы-реки, разработанного несколько лет назад. Он был направлен на формирование открытых общественных пространств, его цель — создать зону у воды, максимально доступную для всех.

Немного цифр

  • 32,57 километра — протяженность участка реконструкции;
  • 808 дождеприемных решеток;
  • 2602 новых фонаря;
  • 8359 деревьев и кустарников.

Реконструируемые набережные, облик которых уже определен:

  • Москворецкая набережная;
  • Андреевская;
  • Гончарная;
  • Котельническая.

Всего будет благоустроено 12 набережных, везде будут расширенные тротуары, появятся новые смотровые площадки, будут высажены деревья.

Для бегунов и велосипедистов

  • Велопешеходный маршрут протянется от "Москвы-Сити" до "Лужников". Он подойдет любителям велосипедных прогулок. расширенные тротуары превратят маршрут в единую зону с местами для отдыха, где будет удобно и пешеходам, и велосипедистам.
  • Беговой маршрут пройдет по историческому центру мимо Храма Христа Спасителя, Кремля и дома на Котельнической набережной. Он будет интересен любителям пеших и беговых прогулок, а также позволит увидеть известные достопримечательности с нового ракурса.

Садовое кольцо

Благоустройство по программе «Моя улица» коснулось участка Садового кольца от Долгоруковской улицы до Смоленской площади протяженностью 11,5 километра. Его ждет оптимизация ширины проезжей части и расширение тротуаров.

После завершения благоустройства на Садовом кольце не останется воздушных проводов, их уберут под землю. Для комфортных прогулок горожан тротуары расширят, на улицах поставят лавочки для отдыха, энергосберегающие фонари. На Садовом кольце разобьют новые газоны, высадят деревья и кустарники, приведут в порядок фасады домов.

Линейные сады вдоль всего кольца сформируют буферную зону и ограждение пешеходной зоны от проезжей части. Увеличение числа наземных переходов позволит сделать транспортную артерию более привлекательной для прогулок.

Прогулочный маршрут

  • Протяженность участка благоустройства составила 11,5 километра;
  • Оптимизация ширины проезжей части и расширение тротуаров;
  • Увеличение числа наземных переходов;
  • Линейные сады вдоль всего кольца.

Какими станут площади

Одним из главных элементов программы стало возрождение комфортной среды на площадях. Они стали не просто транзитными зонами, а точками притяжения пешеходов.

Здесь появляется уличная мебель, павильоны, деревья и кустарники, места для сменных экспозиций. Сочетание традиционных материалов и современных решений благоустройства сделает площади функциональными и удобными.

Немного цифр

  • 11,5 километра — протяженность участка реконструкции;
  • 870 дождеприемных решеток планируют установить;
  • 1057 колодцев для кабельной канализации установят;
  • 1120 новых фонарей установят;
  • 78885 деревьев и кустарников планируют высадить;
  • 399 фасадов зданий отремонтируют.

Всего здесь появится 14 видовых зон с индивидуальным функционалом и дизайном - это будут зоны отдыха, павильончики, зеленые насаждения и многое другое.

Показатели программы

  • 14 300 метров водопроводных сетей будет проложено/отремонтировано;
  • 7800 метров ливневой канализации планируют отремонтировать;
  • 11 400 метров ливневой канализации планируют проложить;
  • 2293 дождеприемных решеток планируют установить;
  • 350 домов планируют отремонтировать;
  • 4500 деревьев планируют высадить;
  • 1216 фасадов зданий планируют привести в порядок;
  • 5757 колодцев кабельной канализации планируют установить.

Голосование за облик новых улиц в проекте «Активный гражданин»

Горожане уже оценили благоустройство Садового и Бульварного кольца, Тверской и 1-й Тверской-Ямской улиц, Петровки, Большой Лубянки, Сретенки и Каретного Ряда, а также площади Тверская Застава.

В проекте «Активный гражданин» открыты голосования по программе «Моя улица».

Городская программа благоустройства проходит в Москве с 2015 года - за это время внешний вид столицы изменился: исчезла навязчивая реклама, появились десятки зон отдыха, тротуары расширили и замостили гранитной плиткой, установили новые фонари с энергосберегающими лампами, отремонтировали фасады, высадили деревья.

Благодаря программе «Моя улица» центр столицы становится более комфортным. Кроме того, в городе восстановили многие исторические объекты:

  • Памятник Максиму Горькому вернули на Тверскую Заставу.
  • На Петровке отреставрировали и поместили под специальное стекло найденные элементы подземной части палат Нарышкина Высоко-Петровского монастыря, а старинную брусчатку объединили с современным мощением.
  • На улице Каретный Ряд уложили новое дорожное покрытие.
  • На Театральной площади обустроили парковку.
  • На нескольких улицах выделили полосы для общественного транспорта.
  • На Тверскую Заставу вернули трамвайный маршрут и пр.

Изменения на Садовом и Бульварном кольце уже оценили более 350 тысяч человек. Большинство «активных граждан» (около 80%) остались довольны преображением Садового.


Вверх