Новости

Транспортно-пересадочные узлы Москвы – планы и перспективы

05.06.2017
Транспортно-пересадочные узлы Москвы – планы и перспективы
Смотреть все фотографии
Рассказать друзьям:

Концепция создания транспортно-пересадочных узлов является новой для Москвы, и до сих пор не все понимают, что это такое, хотя разработка проекта ведется уже несколько лет.

ТПУ – транспортно-пересадочные узлы – предназначены для того, чтобы улучшить дорожную обстановку города и обеспечить жителей максимально комфортными развязками общественного транспорта. В широком смысле ТПУ представляют собой сочетание вокзала, торгово-развлекательного центра и системы пешеходных зон. Благодаря такому функционалу обеспечиваются максимально комфортные условия не только для построения городских маршрутов, но и для отдыха пассажиров.

На данный момент планируется, что в ближайшие годы на карте Москвы появится 276 ТПУ – это позволит существенно разгрузить дороги и сделать перемещение по столице не только быстрым, но и удобным.

Киевский и Павелецкий вокзалы — первые исторически сложившиеся транспортно-пересадочные узлы

Несмотря на то, что транспортная ситуация в Москве далека от идеала, многие аспекты столичной дорожной инфраструктуры заслуживают уважения и похвалы. В частности, метро функционирует замечательно, отчасти благодаря сложившемуся кольцу вокзалов.

В определенном смысле Киевский вокзал, является первым ТПУ, который образовался «сам собой» - здесь сходится множество маршрутов, расположено огромное количество торговых точек, функционирует удобная пересадочная платформа на аэроэкспресс. То же самое в значительной степени относится к Павелецому вокзалу, несмотря на печальное состояние его площади, которое не мешает этому узлу быть одним из важнейших в Москве – он является центром множества маршрутов автобусов и электричек.


Транспортно-пересадочные узлы позволяют создать принципиально новую, более удобную структуру города, в которой легко ориентироваться как местным, так и приезжим. Создание сети ТПУ представляет собой глобальную реформу не только столичной транспортной сети, но и всего «каркаса» города – как дорожного, так и социально-общественного - который, безусловно, нуждается в обновлении.

Финансирование ТПУ

По приблизительным прогнозам, создание сети из 276 транспортно-пересадочных узлов обойдется в 300 миллиардов рублей – огромная сумма, которая по объективным причинам непосильна городскому бюджету. К счастью, инвесторы отчетливо понимают перспективы и выгоду от строительства ТПУ, и готовы вкладываться в эти проекты – планируется, что из требуемых 300 млрд. рублей объем частных инвестиций составит порядка 200-250 млрд. рублей.

Коммерческий потенциал ТПУ просто огромен – благодаря большой пропускной способности каждое предприятие, ведущее деятельность на этой территории, будет очень востребовано – будь то продажа товаров или оказание услуг.

Социальная роль ТПУ

Сейчас основная деловая и развлекательна активность сосредоточена в центре Москвы, несмотря на то, что повсеместно вырастают масштабные жилые комплесы-кварталы с собственной инфраструктурой и местами отдыха.

Горожанам все равно свойственно желание «выйти в люди» - и местом для такого времяпрепровождения многие выбирают центр, т.к. альтернатив на данный момент практически нет. При этом дорога до «того самого» места отдыха часто занимает много времени и не доставляет приятных эмоций – время в пути многие предпочитают проводить за чтением книг или в наушниках, чтобы по максимуму выключиться и суматошной окружающей обстановки.

Наличие же благоустроенных, интересных и комфортных ТПУ станет возможностью переключить внимание людей с развлечений в центре, к которым они так стремятся – фактически, то же самое можно будет получить на территориях транспортно-пересадочных узлов.

Разумеется, ТПУ нельзя считать полноценной заменой крупным развлекательным центрам и паркам, но, тем не менее, они помогут людям увидеть, что вокруг много всего интересного и заслуживающего внимания.

А для тех, кто живет далеко от центра, развлекательные функции ТПУ в некоторых случаях смогут заменить посещение отдаленных зон отдыха – это очень важно, например, для детей, которым необходима смена обстановки. И, если родители работают, бывает сложно регулярно выделять время на такие дальние прогулки – в подобных ситуациях ТПУ станут неплохим промежуточным компромиссом с ребенком.

Зарубежный опыт

Практика внедрения ТПУ была успешно реализована в Токио – это позволило решить сразу множество транспортных проблем перенаселенного города, а также переориентировать людей на несколько территориально разнесенных объектов в разных частях города, вместо центра.

Такое распределение пассажиропотоков очень благотворно сказалось на дорожной ситуации и позволило разгрузить городскую инфраструктуру во многих аспектах благодаря созданию новых точек притяжения местных жителей и гостей города.

Вместо одного перегруженного центра в Токио появилось целых 13 точек деловой и культурной активности, вокруг которых естественным образом стали концентрироваться не только пассажирские, но и финансовые потоки.

Каждый ТПУ обладает уникальной архитектурой и собственным стилем, причем между ними существует определенная конкуренция, что поддерживает здоровый уровень экономической напряженности.

Теория «сухих ног»

В идеале, ТПУ позволят людям пользоваться общественным и частным транспортом с максимальным комфортом – в этом пространстве можно будет пересесть с одного транспорта на другой, оставить автомобиль, попасть в ближайшую гостинцу, пройтись по магазинам – и все это не выходя на улицу!

Несмотря на то, что зимы в Москве не отличаются суровостью, выход на улицу каждый раз сопровождается дискомфортом – ветер, слякоть и прочие «прелести» непогоды могут легко испортить не только настроение, но и прическу, а также одежду и обувь. Появление транспортно-пересадочных узлов решит эту проблему очень эффективно и красиво.

Еще один важный момент, очень интересный городу: в перспективе, при создании ТПУ могут быть освоены многие заброшенные промышленные зоны, которые сейчас «висят» мертвым грузом, не принося никакого дохода. По мере развития транспортно-пересадочных узлов эти территории будут застроены социальными и коммерческими объектами, которые принесут горожанам пользу, а городу – поступления в бюджет.

Кто будет строить ТПУ?

На данный момент уже утверждены главные операторы, которые будут заниматься возведением и благоустройством транспортно-пересадочных узлов – это Московская кольцевая железная дорога, Дирекция железнодорожных вокзалов и Московский метрополитен.

Типовой транспортно-пересадочный узел Малого ж/д кольца будет выполнен в виде комплекса, созданного из нескольких платформ под крышей и теплых терминалов, в которых будет комфортно находиться даже зимой. Планируется, что терминалы будут находиться и над землей, и под ней, при этом они будут полностью оборудованы в соответствии с потребностями горожан.

Задачами терминалов является не только организация комфортных и быстрых пересадок с метро на поезд, но и и обеспечение максимально удобных условии для людей в ожидании транспорта.

Для пересадки на пригородные ветки железной дороги будет создано 10 пунктов, и еще 15 пунктов будет предназначено для пересадки на метро. Согласно проекту, наличие 10 ТПУ позволит полностью обеспечить удобную пересадку на метро, а еще 5 будут размещены в шаговой доступности. Расходы по созданию транспортной структуры мэрия берет на себя, а создание инфраструктуры и коммерческих объектов на прилегающих территориях будет предоставлено инвесторам.

Проекты 150 из запланированных 276 транспортно-технических узлов уже утверждены на уровне города, сейчас ведется согласование концепций оставшихся ТПУ, строительство которых запланировано в ближайшие годы. Поэтому, можно ожидать, что в ближайшие несколько лет в столице появится более 50 километров наземного метро с удобными, благоустроенными транспортно-пересадочными узлами.


Вверх