Новый облик Павелецкой площади - новости строительства от RETERRA

Новый облик Павелецкой площади

Концепция обновленной Павелецкой площади разработана архитектурным бюро WALL, руководителем которого является Рубен Аракелян. Интересно, что при выборе подрядчика для создания концепции данного объекта не проводился конкурс – заказ был отдан бюро WALL напрямую, что отчасти связано с критической ситуацией, т.к. проведение конкурса требует времени, а держать Павелецкую в таком состоянии, как сейчас уже просто невозможно.

По Павелецкой площади проходит порядка 45 000 людей в час – просто огромный поток, и в течение нескольких лет люди вынуждены пробираться через жуткий котлован, который остался от замороженного строительства.

Плотность транспортных потоков площади обеспечивает ей огромный потенциал, который должен быть реализован. Для этого необходимо создать такое пространство, которое будет полностью соответствовать потребностям как горожан, так и бизнесменов.

За несколько лет простоя эта территория практически полностью выпала из внимания структур, которые могли бы способствовать ее развитию, поэтому сейчас следует действовать максимально оперативно и решительно, чтобы вернуть городу полезную площадь – во всех смыслах, и как культурный, и как коммерчески выгодный объект.

Одним из важнейших решений является то, что Павелецкая площадь включена в программу ТПУ (транспортно-пересадочных узлов) Москвы – это увеличивает шансы проекта на скорое и успешное воплощение.

Концепция «сухих ног»

Суть идеи заключается в том, что пассажиры осуществляют пересадки с одного транспорта на другой, не выходя на улицу – именно для этого создаются ТПУ, один из которых будет размещен на Павелецкой площади.

Как правило, привокзальные площади не принято застраивать, т.к. они должны быть максимально комфортными и доступными для горожан. Чтобы не противоречить этому правилу, в рамках концепции, предложенной для реконструкции Павелецкой, было предложено обустроить масштабный подземный уровень. Такое решение позволит обеспечить достаточное количество полезного пространства и не нарушит облик города.


Планируется, что все городские потоки будут сконцентрированы на минус первом этаже (кроме трамвая), также под землю будет перенесен и автобусный терминал. То есть человек, выходя из метро, сможет пересесть на нужный автобус, не выходя на улицу, что особенно актуально в межсезонье и зимой. Несмотря на то, что в Москве не бывает огромных сугробов, дорожные реагенты очень портят обувь, и отсутствие необходимости лишний раз выходить в слякоть порадует любителей хорошей обуви.

Автомобильную парковку тоже планируется перенести вниз – это позволит освободить пространство для вновь приезжающих машин. На данный момент в проекте существует два варианта организации парковки:

  • на 300 тыс.м2 - на 6 уровнях под землей.

  • на 120 тыс. м2 – на 4 уровнях под землей (на 600 машиномест).

При разработке проекта исполнителям приходится учитывать интересы нескольких групп горожан:

  • Местные жители, которые всегда имеют сове мнение насчет внешнего вида и функционала близлежащих объектов, тем более, таких масштабных, как Павелецкая площадь.

  • Инвесторы, которые заинтересованы в наличии коммерчески выгодных площадей, т.к. вложения должны окупаться. Участие инвесторов в строительстве ТПУ необходимо, т.к. городской бюджет просто не выдержит такой нагрузки без поддержки частных капиталов.

  • Градостроители, которые с большой сложностью идут на компромиссы в согласовании наземных строений на поверхности привокзальных территорий (и это тоже понятно, особенно, в условиях современной тотальной «зачистки» Москвы от ларьков и прочих убогих сооружений).

  • Пассажиры, прибывающие из аэропорта, с поездов, электричек, автобусов, трамваев – их всех нужно скоординировать и обеспечить удобными пересадочными пунктами и навигацией.

Естественно, учесть интересы всех названных групп не так просто, но в этом и есть соль инженерной задачи – она является своего рода вызовом, который за несколько лет никто не смог принять. Сложность заключается в том, что приходится работать не только и не столько с архитектурой, сколько с человеческими ресурсами и существующей логистикой, которая уже живет собственной жизнью.

И все же, несмотря не сложности, решение было найдено – в виде организации подземного мини-города, в котором будут сходиться транспортные потоки и основные узлы инфраструктуры. Например, можно будет сразу из метро или поезда подняться в гостиницу и обратно, тут же припарковать машину и построить дальнейший маршрут. Именно так работает концепция «сухих ног» на практике – очень удобно и совершенно бесплатно.

Окаменелый мох – внезапный и оригинальный визуальный образ Павелецкой площади

В поиске визуального наполнения площади было рассмотрено множество идей, с учетом опыта организации ТПУ в разных странах.

В каждой стране это особые, характерные решения, узнаваемые по определенным чертам. На основании зарубежного опыта и новых технологий был создан образ «каменного мха», который сочетает в себе природное начало и актуальные направления урбанистики.

Получается очень глубокий и цельный посыл с ноткой мистики, что прекрасно вписывается в городскую среду и позволяет удачно обыграть сложные архитектурные моменты. В частности, с помощью бетонного мха можно очень изящно выстроить холмы, чтобы придать заездам и выездам транспорта на разные уровни максимально эстетичный вид. Кроме того, такие же холмы будут выступать в качестве входных групп для пассажиров с поверхности.


Таким образом, бетонный мох становится не только изящным, но и очень практичным решением организации пространства.

Существующий котлован около Зацепского вала будет превращен в наклонную площадь, под небольшим углом спускающуюся вниз. Это будет отсылка к римской ангоре – еще одно деликатное и стильное решение сложной архитектурной задачи.

Обратная связь с населением

Разработчики концепции площади часто ссылаются на то, что в их работе многое зависит от мнения людей, которые будут пользоваться новым пространством. В Европе такой подход практикуется давно, но для нашей страны он пока является очень непривычным, хотя шаги в этом направлении уже совершаются – например, система «Активный гражданин».

Согласно европейской терминологии в организации городского пространства существует два вектора - hard и soft. Понятие hard относится к устройству общественных пространств – качество инфраструктуры, отделка, расположение и качество малых инфраструктурных форм. А понятие soft относится к тем, кто пользуется этими благами цивилизации – к людям. То есть их мнение и реакция на те или иные объекты является неотъемлемым фактором в формировании общественной среды.

В России сейчас практически нет механизмов изучения общественного мнения относительно облика и функционала строящихся объектов, но работа в этом направлении уже ведется. Поэтому создатели проекта концепции новой Павелецкой провели собственное исследование, которое привело к неожиданным результатам – оказывается, местные жители (и потенциальные пользователи общественного пространства) хотят парк!

И такое желание вполне объяснимо – площадь окружена жилыми домами, которые находятся далеко от зон отдыха. А людям просто хочется выйти из дома и провести время в красивом, приятном месте, не тратя несколько часов на дорогу.

Чтобы воплотить желания местных жителей, разработчики концепции учли их пожелания и создали такой проект, в котором есть место не только удобству, но и эстетике, включающей в себя уютные зоны отдыха.

Перспективы воплощения проекта

Сейчас очень многое зависит от инвесторов и уровня их коммуникации с городскими властями. Проект очень масштабный, поэтому можно ожидать, что согласование займет немало времени, даже при наличии инвестиций.

Планируется, что работы начнутся в ближайшие 2-3 года – на более ранний старт строительства рассчитывать не приходится, в связи с существующими большими городскими проектами по реновации и реконструкции, а также подготовкой столицы к ЧМ-2018. Даже при существенных частных инвестициях строительство одного ТПУ обходится городу в миллионы рублей, а бюджет «не резиновый».

Рубен Аракелян (руководитель бюро, по проекту которого будет создаваться Павелецкая площадь) – о сносе пятиэтажек

Рубен, как и многие современные прогрессивные архитекторы, придерживается мнения, что пятиэтажки сносить необходимо – хотя бы, из соображений безопасности. Их «срок годности» истечет буквально в течение нескольких лет, и страшно даже представить реакцию населения на хотя бы один дом, обрушившийся от старости! После такого случая в сторону властей обрушилась бы такая волна гнева, по сравнению с которой существующие отдельные негативные возгласы показались бы «цветочками». Поэтому осуществление демонтажа бетонных конструкций, уже давно отживших свой век – это единственно возможное решение, которое следовало воплотить еще раньше.

Для истории, как считает Рубен, Можно оставить парочку самых колоритных домов – и то, не для изучения архитектуры прежних поколений, а для примера, как строить НЕ НАДО. Примерно такого же мнения придерживается большинство архитекторов – объективно, в хрущевках невозможно найти ни намека на удобство или красоту.

При этом всем, особенно, архитекторам – любопытно – а что же будет на месте снесенных зданий? Скептики прогнозируют, что на месте снесенных домов вырастут те же панельки, но только более высокие. Хотя власти Москвы заявляют, что для строительства новых домов будут использоваться только самые современные, надежные и долговечные технологии.

В любом случае, построить дома хуже прежних просто невозможно – все же даже самые бюджетные технологии строительства шагнули далеко вперед, поэтому за безопасность и прочность новых домов опасаться не стоит. Кроме того, современная градостроительная политика отличается очень щепетильным отношением к облику города, поэтому и внешний вид будущих домов обещает быть вполне симпатичным.



Звоните или пишите нам и мы подберем для вас индивидуальное решение

8 (495) 445-75-75